Глава 6В Лондоне продолжалась новогодняя ночь. Я лег спать, стараясь ни о чем не думать, но заснуть сразу не удалось: на улице веселились шумные компании, комнату то и дело озаряли разноцветные огни, а я невольно вспоминал все, что произошло сегодня. Как узнать, прав я или нет? Как понять, притворяется ли Кан, и если да, то почему? Свою семью я считал вполне нормальной, а по колдовским меркам - даже чересчур нормальной, и, как мне казалось, у ребенка не должно было возникнуть причин так себя вести... Эти мысли вселяли тревогу, но постепенно я заснул, и когда из глубин сна без сновидений меня вырвал телефонный звонок, в первые секунды я даже не понял, который час - за окном по-прежнему было темно. Уверенный, что звонит Мэй, я вытащил из-под подушки трубку и первым делом спросил:
- Что случилось?
- С Новым годом, - сказал Поттер. Он был в дурацкой красной шапке с белой каймой и белым помпоном. - Вижу, я тебя разбудил?
Я посмотрел на часы в углу экрана.
- Правильно сделал. Я проспал. В это время мы должны были уже встретиться.
- Тогда даю тебе полчаса, - ответил Гарри. - Где будем... - он помедлил, - продолжать праздник?
- Для начала приходи сюда.
Временно распрощавшись с Поттером, я успел только привести себя в порядок и приготовить подарок Мэй - несколько больших листов бумаги и коробку с пастелью, углем и карандашами. Мэй угадала или просто поняла, что писать полноценный живописный портрет Риддла я не собирался, да и вряд ли бы смог после такого долгого перерыва.
Поттеру не терпелось - он явился через двадцать минут, и мы аппарировали на север. Я взял с собой Мадими, попросив ее присутствовать при нашем разговоре и позже, если у меня все получится, высказать свое мнение.
- Значит, вот где твое логово, - проговорил Поттер, рассматривая дом в белых лучах парящих шаров и вглядываясь с вершины холма в темноту. - На мой вкус, холодновато.
- А по-моему, в самый раз, - ответил я. - Здесь нас словно нет.
- Это верно, - пробормотал Поттер и следом за мной вошел в дом.
Я выпустил Мадими на кухонный стол, зажег в комнате камин, чтобы согреть промерзший дом, и, скинув куртку, начал готовиться, прикрепив к входной двери лист плотной бумаги, закрывший ее почти наполовину. Тем временем Мадими заинтересовалась сфинксом. Я не слишком поверил Тао, что каменный сувенир лишен магии, однако сам ничего опасного в нем не обнаружил, а теперь мои сомнения подтвердила змея, равнодушная к вещам, лишенным магической ауры. Поттер молча сидел у меня за спиной, не снимая верхнюю одежду, а когда я раскрыл коробку с углем и пастелью, спросил:
- Ты уже решил, как его рисовать?
- Решил. Нарисую то, что увидел в нашу первую встречу.
Поттер ничего не сказал. Я взял угольную палочку и, стараясь не думать, провел первую черту.
Рисовалось на удивление легко, словно не было всех этих лет, в течение которых я не прикасался к карандашу и кисти. Связав жизнь с Легионом, я представлял свои занятия живописью простым временным увлечением, и к концу училища каталог моих картин казался уже чем-то нереальным, свидетельствуя о какой-то другой жизни, где меня интересовали невинные и бессмысленные вещи вроде правильной штриховки и верной перспективы. Я думал, все это ушло и больше не вернется, но сейчас, взяв в руку уголь и сделав несколько штрихов, почувствовал то, ради чего, возможно, и занимался рисунком - подлинное созидание, творение чего-то из ничего, материальное воплощение мыслей и смутных интуиций, разговор с самим собой.
Я собирался изобразить Риддла сидящим в кресле у окна, что, конечно, не было полноценным портретом, но все же позволяло определить характерные черты. Однако рисунок сразу пошел не так, как планировалось.
Фигура Риддла оказалась гораздо ближе к нижнему краю листа. Получался поясной портрет: спинка кресла, в котором сидел Волдеморт, уходила в тень позади него, и от окна пришлось отказаться. Когда я наметил общие контуры, фигуру и черты лица, можно было точно сказать, кого именно я рисую.
- Не хочешь на этом остановиться? - негромко спросил Поттер, оставив свое место в глубине кухни и подойдя поближе.
Огонь в камине согрел дом, и мне становилось жарко. Я скинул свитер, оставшись в футболке, и вернулся к рисунку. Постепенно из наброска рождался портрет, и я, погрузившись в детали, лишь к концу ненадолго оторвался от работы, отступив назад, чтобы рассмотреть рисунок целиком.
Результат меня поразил. Я знал, что на момент нашей встречи Риддлу было довольно много лет, но из-за пережитых трансформаций он выглядел вне времени, неподвластный годам. Сейчас на нас смотрел Волдеморт-старик; его нечеловеческое лицо несло на себе печать прожитых лет и груз всего, что ему пришлось пережить - скитания, триумфы, полусмерть, возрождение и смерть окончательную, прямое отношение к которой имел человек, стоявший по правую руку от меня.
- Ты таким его видел? - тихо спросил Поттер.
Я отрицательно покачал головой.
- Тогда почему нарисовал так?
Я не знал. Ничего не ответив, я вернулся к рисунку, набросал мантию, детали спинки кресла и положил пастелью фон, болотно-черную темноту.
На создание рисунка ушло почти три часа, которых я даже не заметил. Поттер бродил по дому, посидел у камина, затем вернулся на кухню. Мадими обвила сфинкса и дремала, положив голову на его вытянутые лапы. Решив, что пора заканчивать, я убрал пастель и уголь, вымыл руки и сел за стол, глядя на результат своих трудов.
С минуту мы молча рассматривали портрет.
- Это и был твой замысел? - наконец, спросил Поттер.
- Конечно, нет. - Я повернулся к нему. - Может, поедим? У меня тут есть консервы...
- Я не хочу. А идея с оживлением этого портрета нравится мне еще меньше, чем пока ты его не нарисовал. Это не настоящий Риддл.
- Мы его проверим, Гарри. Он должен знать что-то, чего не знаю я... а уж если на то пошло, и ты.
Спустя несколько секунд Поттер проговорил:
- Ладно, давай перекусим. Только не перед ним. - Он кивнул на портрет.
Я достал из холодильника банку консервов, которыми потчевал Тао, и мы перешли в комнату. Здесь не стояло никакой мебели, кроме низкого столика перед камином и небольшого шкафа, где хранилось все, что мне требовалось в редкие дни визитов.
- Кстати, куда ты дел камень? - спросил Поттер, когда мы заканчивали импровизированный ужин.
- Лежит у нас в хранилище, - ответил я. - Если надо, могу принести.
- Нет, не надо. Все, что он умеет, это воспроизводить твои представления об ушедших.
- Намек я понял, и эту версию мы учтем, - кивнул я.
- Почему у тебя нет мебели? - спросил Поттер так, словно только что это заметил. - Ужасно неудобно есть на полу...
- Дело привычки. - Я встал. - Давай не будем больше затягивать. На другой рисунок у меня нет сил, да теперь и не получится.
Мы вернулись в кухню и встали перед дверью. С минуту я не решался оживить этот странный портрет, но в конце концов направил на него палочку и произнес заклинание.
Первые секунды ничего не происходило, и я было подумал, что заклятье не сработало, но тут глаза Риддла, до сих пор смотревшие из-под опущенных век в правый нижний угол листа, поднялись и по очереди оглядели нас с Поттером. Отсутствие цвета отнюдь не сглаживало впечатление и не сводило портрет к условности. Напротив, степень непохожести Риддла на людей лишь возросла - и после смерти он не был таким, как мы; даже его изображение оказалось иным, чем остальные портреты.
Волдеморт медленно окинул нас взглядом и произнес:
- Что вы хотите?
Сказано было таким тоном, будто это он нарисовал нас и теперь делает одолжение, уделяя нам свое время. Его голос не соответствовал внешности и был глухим, но твердым, с едва уловимым, однако слышным внимательному уху раздражением.
На секунду я забыл, что это всего лишь рисунок, не способный никому причинить вред. Поттер молчал, предоставляя разговор мне - в конце концов, затея была моя. Пока я думал, что ответить, Риддл слегка опустил кончики губ, и его лицо приобрело несколько разочарованное выражение.
- Линг Ди и Гарри Поттер, - произнес он. - Что могло свести таких разных людей, как вы... - маг поднес к лицу левую руку, - у моего портрета?
- Вопросы, - ответил я, собравшись, наконец, с мыслями и задвинув подальше воспоминания о наших прошлых встречах.
- Неужели, - сказал Риддл с легким сарказмом, мгновенно вызвав у меня в голове образ Снейпа. - Ты дорос до вопросов? Больше не занимаешься самодеятельностью?
- Я всегда их задавал.
- И тебе отвечали?
- Иногда, - ответил я после нескольких секунд молчания. - Или я догадывался сам.
- Как ты думаешь, я отвечу на твои вопросы? - спросил Риддл с улыбкой.
- Ответишь.
Портрет провел ладонью по поверхности, отделявшей его мир от нашего. По эту сторону границей служила поверхность листа. Что видел Риддл, находясь по ту сторону, я не знал.
- Его надо проверить, - сказал Поттер, не таясь и не шепча. - Проверить, что он - это и в самом деле он, а не просто твое представление.
- Детали выясним в процессе, - я покосился на Гарри. Вопреки моим опасениям, он не был мрачен или подавлен; возможно, оживленный рисунок, чем-то напоминавший анимационный фильм, не так ассоциировался у него со старым врагом, как живописный реалистический портрет. - Хотя согласен, ведет он себя странно.
Риддл слушал наш диалог с той же улыбкой.
- Вы будете задавать вопросы мне, а я - вам, - сказал он. - Иначе... - он отрицательно качнул головой.
Мы переглянулись. Я уже был готов признать свою неудачу в художественном воплощении образа Волдеморта, которого никак не мог связать с колдуном, много лет назад захватившим власть над магической Британией, однако Поттер ответил первым:
- Хорошо, - и мне ничего не оставалось, как согласиться следом за ним.
Риддл внезапно стал серьезным, лицо его вытянулось, вертикальные зрачки сузились, взгляд потяжелел.
- Что же привело ко мне моего убийцу? - спросил он Поттера.
- Я не твой убийца, - резко ответил тот. - Неужели ты забыл, каким заклинанием я в тебя выстрелил?
- Разумеется, я помню. Ты не хотел. Просто так получилось. Давай назовем это непреднамеренным убийством, - с иронией произнес Риддл.
Гарри молчал, буравя глазами портрет. Я опасался вмешиваться - лучше, если они разберутся сами.
- Хорошо, - вдруг сказал Поттер. - Пусть будет непреднамеренное. Но в другом ты ошибся - твоей смерти я хотел.
"Вот говорит человек, замуровавший портрет матери Блэка", подумал я. Риддл, казалось, не ожидал от собеседника таких слов. Помолчав, он слегка наклонил голову и сказал:
- Что ж, тем лучше. Хотя бы один из нас ни о чем не жалеет.
Поттер, однако, на эту удочку не попался.
- Я не планировал тебя ни о чем спрашивать, - произнес он, - но сейчас передумал. Скажи, что за пространство вокруг тебя? Ты можешь по нему ходить, и есть ли там что-нибудь еще, кроме кресла?
Маг осмотрелся.
- Я вижу только то, что нарисовал мне Линг, - ответил он; потом его фигура поднялась, закрыв собой лист, и Риддл исчез в темноте.
- Как такое может быть? - спросил Поттер, на этот раз почему-то полушепотом. - Ты не рисовал ему руки, а они есть. И ноги, раз он может ходить. И кресло за его спиной. А вдруг там...
В этот момент Риддл вернулся и занял свое место.
- Ничего, - объявил он. - Полагаю, там можно бродить до бесконечности, но так никуда и не попасть. - Волдеморт посмотрел на Поттера. - Я должен быть разочарован - ни одного прохода к другим портретам. Либо мои Пожиратели мертвы, либо все поголовно трусы и предатели. - Он перевел взгляд на меня. - Ты, правда, не трус.
- А ты действительно мне верил? - спросил я. Риддл поднял бровь, этим движением вновь напомнив мне Снейпа.
- Скажем так, Линг - я надеялся однажды поверить, как верил твоему отцу. - Он сделал паузу, ожидая моей реакции, но видя, что упоминание о Тейлоре меня не впечатлило, добавил:
- Кстати, что с ним? Он еще жив, или Министерство провело показательную казнь?
- Он в Азкабане. И знаешь, пока я более чем уверен, что ты - портрет-представление, а не истинный виртуал.
Риддл не ответил; он погрузился в задумчивость, прислушиваясь к своим мыслям и глядя сквозь меня.
- А может, и ты, Линг? - спросил он. - Может, и ты - портрет-представление? Может, и тебя кто-то нарисовал, чего ты, в отличие от меня, не сознаёшь? Впрочем, если ты этого не понимаешь, какой смысл рассуждать... Итак, что же вам от меня надо? Кто-то пошел по моим стопам и начал создавать крестражи?
- Нет, - сказал я. - Мы всего лишь хотим узнать, где твоя могила.
Несколько долгих секунд Риддл смотрел на меня, а потом на его лице отобразилась такая ярость, что я невольно подался назад. Риддл вплотную приблизился к границе листа и с ненавистью прошипел:
- Где моя могила? - Резко повернув голову, он посмотрел на Поттера, который уже сжимал в руке палочку в иррациональном стремлении защититься от той злости, что изливалась на нас с портрета. - Где моя могила, хотите вы знать?!
Он резко замолчал. Необъяснимый всплеск прошел. Риддл опустился в кресло и теперь смотрел на нас, скривив рот.
- Зачем она вам?
- Собираемся выяснить, во что превратилась твоя душа на самом деле, - довольно холодно ответил Поттер.
- Помнится, ты мне об этом уже говорил, - промолвил Риддл, игнорируя его тон. - И тогда ты знал, чем она станет. Решил проверить правоту своих слов? Позлорадствовать на могиле врага?
- Я не собираюсь злорадствовать, потому что очень хорошо тебя знаю, гораздо лучше, чем ты можешь себе представить, и у меня нет никакого желания радоваться у твоей могилы. Когда я говорил, что мне тебя жаль, это была чистая правда.
- Ты меня знаешь? - Риддл усмехнулся. - Ты знаешь только то, чем кормил тебя старик Дамблдор...
- Помнишь наш последний разговор? - продолжил Поттер, не обратив внимания на эту реплику. - Кое-что я не успел тебе рассказать. Ты ведь так и не понял, почему не смог меня убить. И не понимаешь до сих пор.
Риддл молчал. Потом сказал:
- Палочка не стала убивать своего хозяина.
- Это так, - Поттер кивнул. - Хозяина - не стала. Но кое-кого она все же убила - его паразита. Ты не забыл, что после своего выстрела потерял сознание?
Риддл ничего не ответил, однако слушал внимательно.
- А теперь вспомни, как пытался убить меня в первый раз, что тогда произошло и чем это кончилось.
Волдеморту потребовалось меньше минуты, чтобы проанализировать всю цепочку причин и следствий. Он медленно покачал головой, словно удивляясь собственной недогадливости.
- Я должен был понять это раньше, когда почувствовал связь наших сознаний, - произнес он. - Я решил, что ее причина - ритуал на кладбище, и все дело в твоей крови, но ведь связь была двусторонней, не так ли?
Гарри кивнул.
- Я должен был догадаться, - повторил Риддл, потом вытянул руку и мягко провел пальцем по поверхности листа.
- Значит, и ты - мое творение, - негромко произнес он, глядя на Поттера. Тот ничего не ответил, хотя и помрачнел, но на этот раз я уже не удивился.
- Вы напрасно ищете мою могилу, - спокойно продолжил Риддл. - Ее нет. Мое тело не предано ни земле, ни огню. И если я хоть что-то понимаю в магии, то, что осталось от моей души, все еще находится в этом мире. Возможно, ее тоже поймали и заточили каким-нибудь хитроумным способом...
Несколько секунд мы с Поттером переваривали эту неожиданную информацию, а потом взглянули друг на друга и хором воскликнули:
- Отдел Тайн!
Через час после начала разговора я был так голоден, словно не ел трое суток. Ко мне присоединился и Гарри, признавшись, что тоже хочет есть. Теперь мы расположились за кухонным столом, потеснив сфинкса и Мадими, все это время молча наблюдавшую за нашей беседой. Риддл ни слова не сказал о змее и не пытался говорить на парселтанге, но было нетрудно догадаться, как он объясняет себе ее присутствие.
Наша беседа не прерывалась. Гарри понятия не имел, что произошло с телом Волдеморта - по завершении битвы за Хогвартс он довольно скоро ушел из Большого зала. Я хорошо помнил сам бой, но смутно то, что происходило сразу после, и не мог с точностью утверждать, будто министерские действительно забрали тело мага. Впрочем, такой поворот меня не удивил. Тело Риддла было по-своему уникальным и имело полное право занимать место в кунсткамере Отдела.
Поттер, в отличие от меня, злился и обижался на Бруствера.
- Он знал, что этот тип лежит у нас, что все эти годы я буквально хожу рядом с ним, и молчал! - возмущенно восклицал он. - Неужели его настолько хорошо попросили? Или он сам решил положить его туда, словно какой-то экспонат на память? Дикость! Склеп посреди Министерства! Они его там что, препарируют?
- Я бы попросил не говорить обо мне в третьем лице и не называть "этим типом", - с достоинством произнес Риддл.
- Я говорю не о тебе! - разозлился Гарри. - Ты - портрет-виртуал и имеешь самое отдаленное отношение к тому, кого изображаешь!
- Отдаленное? - изумился Волдеморт, но Поттер не дал ему договорить.
- Мы обсуждаем тело и остаток души Тома Риддла, а у тебя нет ни того, ни другого. У тебя только внешность, да и то, мягко говоря, сомнительная.
Риддл коснулся своего лица и сказал:
- Линг, будь так добр, поднеси мне зеркало.
Я наколдовал большое зеркало и пролевитировал к двери. Некоторое время Волдеморт изучал свое отражение, а потом ворчливо спросил:
- И что же Гарри Поттер называет здесь сомнительным?
- Давайте перестанем обсуждать качество моего рисунка и вернемся к делу, - предложил я. - У нас есть легальная возможность получить доступ в Отдел Тайн?
- Чтобы забрать мое тело и похоронить со всеми обрядами, - вставил Риддл.
- Чтобы сжечь на месте, - огрызнулся Поттер.
- Со всеми обрядами, - не сдавался портрет. - Тогда моя душа должна освободиться.
- Сначала мы у нее кое-что выясним, - проговорил я. - Немного старой доброй некромантии развяжет ей язык.
- Что же тебя интересует, если ты решил обратиться к столь темному искусству, как разговор с мертвым? - полюбопытствовал Риддл. - Возможно, я знаю ответ.
- Не знаешь. Это случилось после твоей смерти.
- Но я почувствовал, что мое тело и душа не обрели покоя, - возразил Риддл. - Вдруг я смогу ответить на твой вопрос? И даже если я не знаю точного ответа, то вполне способен предложить варианты, опираясь на свой опыт, который, позволю себе заметить, не чета вашему, аврорскому.
Мы с Поттером переглянулись, однако я не стал отрицать свою принадлежность к аврорату.
- Какой-то он слишком услужливый, - с сомнением произнес Гарри. - В чем тут подвох?
- Я помогу вам, а вы похороните мое тело, - объяснил Риддл. - Это будет справедливо.
Поттер сделал круглые глаза.
- Справедливо? Темный Лорд говорит о справедливости? Нет, вы только послушайте...
- Это не Темный Лорд, - напомнил я. - Это его виртуал. Так что насчет Отдела Тайн?
- Надо просто пойти к Брустверу и сказать ему все, что мы об этом думаем.
- Ну, я-то думаю, что идея была неплоха.
Поттер вздохнул.
- И еще, - прибавил я. - Не стоит привлекать внимание к нашему небольшому расследованию. Оно частное, а поскольку здесь замешаны невыразимцы, Бруствер против них не пойдет. Тем более если узнает, как мы добыли информацию. - Я кивнул на Риддла. - Надо дождаться, когда у нас возникнет официальная причина побывать внизу. Вполне вероятно, она появится уже скоро.
- Неужели, - с сомнением сказал Гарри.
- У Бруствера есть одна проблема, и если я ее решу, то смогу попросить об ответной услуге.
- Что за проблема? - быстро спросил Гарри.
- Извини, - я улыбнулся. - Пока без комментариев.
- Если это имеет отношение...
- Если окажется, что это имеет отношение, я тебе обязательно сообщу.
Мы покинули дом глубокой ночью, когда с моря налетал влажный холодный ветер, несший с собой мокрый снег. Спрятав Мадими под куртку, я предложил Гарри немного прогуляться и обсудить беседу. Портрет мы оставили на двери; хотя я немного опасался, что Поттер захочет его уничтожить, этого не случилось. Последние четверть часа Риддл молчал, то ли делая вид, что устал, то ли действительно с непривычки утомившись разговором, и мы не слишком обращали на него внимание - впрочем, тщательно следя за своими словами.
- Знаешь, что я думаю? - сказал Поттер, когда мы шли от дома к поселку магглов, расположенному дальше на побережье. - Знаешь, почему он получился таким странным... я бы даже сказал, забавным?
- Нет, не знаю, - на всякий случай ответил я.
- Потому что ты нарисовал его углем. Если б ты выбрал краски, он был бы больше похож.
- То есть ты находишь его недостаточно зловещим?
Гарри хмыкнул.
- Когда он на нас разозлился, я, честно говоря, подумал, что портрет действительно может как-то влиять на наш мир. Наверное, он решил, что мы знаем, где его тело, и просто хотим поиздеваться... Типичная логика Волдеморта.
- Ради этого я бы не стал стараться. Но в тот момент он действительно был почти настоящим - в отличие от того, каким стал потом. Кстати, что мы будем делать с его телом?
- Представления не имею, что ты вообще собираешься делать, когда его найдешь.
- Я же говорил - старая добрая некромантия. В идеале хорошо бы иметь живого медиума...
- Теперь понятно, зачем я тебе понадобился.
- Какой ты проницательный...
Решив дождаться результатов моей работы с Бруствером, Гарри обещал ничего не предпринимать, и мы расстались. Колдовской Лондон все еще гулял; обычно праздники растягивались на три-четыре дня. Несмотря на усталость, спать я не хотел, выспавшись днем. Еще раз перекусив, я забрался на кровать и включил планшет, чтобы проверить почту и посмотреть последние новости. Замерзшая Мадими устроилась у меня на животе. Она молчала до тех пор, пока я не поинтересовался ее впечатлением от встречи.
- Если б я понимала, о чем вы говорите, - ответила Мадими, - а так... все вы были не слишком искренними, а твой рисунок еще и напуган.
- Напуган? - удивился я. - Чего же ему бояться?
- Поначалу он не боялся, а потом куда-то ушел и вернулся уже другим.
- Другим - в смысле испуганным? Я не заметил.
- Это не тот страх, который можно прочесть на лице. Может, он там что-то увидел?
- Или наоборот, не увидел ничего, - пробормотал я. - Это тоже бывает страшно.
Мадими молчала. За годы, проведенные в моей компании, она научилась распознавать человеческие эмоции, пройдя специальный курс, какой проходит любое магическое существо, решившее не просто жить вместе с легионером, но помогать ему в службе, однако объяснить их могла не всегда, имея иную эмоциональную природу и, вероятно, не понимая, как можно бояться, если ничего нет.
Рано утром мне позвонил Фудзивара.
- Сэр, мы нашли кое-что интересное. Сможете пойти сегодня с нами?
- Конечно. Когда вы будете у школы?
- В восемь.
- Тогда встретимся там.
Через час у открытых ворот в Хогвартс я обнаружил всю команду. Фудзивара негромко разговаривал с Хагридом. Неподалеку стоял Кремер в Темных Очках. Хотя половины его лица не было видно, мне показалось, что на лесника он смотрит неодобрительно.
- А вот и Линг! - обрадовался Хагрид. Мы поздоровались и под бдительным оком Кремера направились к лесу.
- Значит, дело сделано, и лес за рекой открыт, - с воодушевлением сказал Хагрид.
- Пока нет, - Фудзивара покачал головой. - Мы планируем закончить завтра, а кентавры не снимут защиту еще неделю, чтобы убедиться наверняка.
- Они с вами общались? - поинтересовался я.
- Ходит там один... - хмыкнул Фудзивара. - Только его и видели.
- Кентавры сейчас на западной границе, - объяснил Хагрид. - Сюда они теперь редко заходят - ведь во что лес превратился из-за этой заразы - вся живность разбежалась...
- А потепление как-то связано с зеленушками? - спросил я.
- Нет, - ответил легионер. - Это чары кентавров, и пока они не снимут барьер, там будет тепло.
Хагрид проводил нас до опушки и вернулся в хижину. Мы углубились в лес, и Фудзивара начал рассказывать, как им здесь работалось.
- Кстати, - сказал он, когда температура начала повышаться, а выпавший ночью снег - постепенно исчезать. - Взгляните-ка.
Он протянул мне колдографию. Сперва я не понял, что на ней изображено, где у нее верх, где низ. Наконец, я разглядел нечто, наполовину скрытое в кустах среди густой листвы, похожее на зеленый холм.
- И что это? - спросил я, повертев в руках снимок.
- Акромантулы, о которых вы нас предупреждали, - усмехнулся Фудзивара.
- Акромантулы? - удивился я, пытаясь разобрать, где здесь паук.
- Сейчас сами посмотрите, - все с той же усмешкой сказал легионер. К этому времени мы уже спускались по склону холма.
На первый взгляд лес по ту сторону реки не изменился, оставаясь все таким же зеленым, однако насекомых, тучей роившихся среди деревьев, теперь не было. Мы перешли на другой берег, и я немедленно стащил с себя куртку - температура стояла летняя.
Теперь Фудзивара молчал, глядя по сторонам; остальные легионеры рассосредоточились и шли группами - двое впереди, двое чуть сзади. Лес тихо шумел, по листьям стучали мелкие капли дождя, а я пытался представить, что же такое Фудзивара собирается мне показать. Неужели я притащился сюда ради акромантул?.. Словно услышав мои мысли, Фудзивара воскликнул:
- Вон, вон, смотрите! - и указал на кустарник по левую руку от нас.
Ветви кустов шевелились отнюдь не от ветра - казалось, кто-то движется в густых зарослях и скоро покажется на глаза. Действительно, через десяток секунд в траву выползло нечто круглое, зеленое, подобное тому, что изображалось на колдографии Фудзивары. Оказавшись на открытом месте, оно замерло и в тот же миг слилось с травой.
- Подойдем, - предложил легионер и направился вперед; я последовал за ним, очень надеясь, что мои предположения ошибочны. Увы, зеленый ползающий шар действительно оказался акромантулом.
Мы встали почти рядом, стараясь не наступить на подобравшиеся ноги, такие же зеленые, поросшие мелкими растениями и мхами, как и корпус паука. Черные глаза были почти не видны за свисающей растительностью; к тому же, прикрывающие их полупрозрачные веки лишали глаза блеска.
- Вот что бывает, когда пища сама летит в рот, - нравоучительно сказал Фудзивара.
- Но они же хищники, они ловили крупную добычу! - Я покачал головой, не желая верить, что потомство Арагога имеет теперь столь плачевный вид. Легионер ответил:
- Остается надеяться, что хотя бы кто-то из них сможет вернуться к прежнему образу жизни, иначе им крышка.
Я вспомнил слова кентавра, будто некоторые пауки покидали этот пищевой рай, и если так, для них еще оставалась надежда.
Акромантул лежал неподвижно, словно камень, поросший мхом, и я не был уверен, что в таком состоянии он может говорить. Оставив его, мы продолжили путь. Увиденное меня расстроило: боевые создания, опасные охотники, некогда последователи Волдеморта, пауки превратились в замшелое ничтожество, разучившееся ходить из-за обилия пищи... Что ж, по крайней мере, Фудзивара собирался показать мне что-то другое - возможно, не столь печальное и наводящее на неприятные ассоциации, как зеленый ползающий акромантул.
Скоро местность начала меняться; в ней все чаще попадались камни, большие валуны, а затем и целые скальные выступы. Мы приближались к горам; лиственные деревья сменились высокими хвойными, подлесок исчез, и скоро у одного из валунов Фудзивара свернул налево. Пройдя сотню метров, мы вышли к одинокой скале, возвышавшейся среди леса подобно неровному заостренному столбу. Легионер остановился у границы деревьев и указал на скалу палочкой.
- Смотрите внимательно.
Несколько секунд я искал признаки магических полей, которые могли окружать скалу: часто у таких границ образовывались небольшие наносы почвы, вырастали грибы, а в некоторых случаях к ним слетались насекомые и погибали, словно у огня свечи. Но в этом лесу насекомых не было - погибших зеленушек легионеры уничтожали, - на земле лежал ровный слой влажной хвои, а грибов я здесь не видел.
Внезапно от вершины скалы прошла волна, словно поток горячего воздуха, ударилась о землю и разошлась в стороны, угаснув у невидимой границы в метре от кромки деревьев.
Я не верил своим глазам. Передо мной был гигантский портал, стабильный, заземленный, постоянно действующий и открытый только в одном направлении - сюда, в лес.
- Место здесь глухое, - сказал Фудзивара, - а учитывая зеленушек, идеальное для размещения точки. Выходного пока не нашли, но сегодня - завтра, думаю, разыщем.
- Я с вами, - мрачно произнес я.
Легионеры отправились распылять бактерии на еще не охваченных участках, а мы с Фудзиварой начали прочесывать прилегающую к скалам местность. Здесь искажающие поля Запретного леса слабели и благодаря горному массиву обретали относительную стабильность. Однако то ли портал выхода был так хорошо замаскирован, то ли находился в пока не очищенной от зеленушек части леса, мы его не нашли и договорились продолжить поиски завтра.
- Я должен буду сообщить о нем в отчете, - предупредил Фудзивара по пути назад, но сказал это тоном, намекающим на возможность вариантов.
- Сообщайте, - кивнул я. - Обязательно. - И подумал: "Посмотрим, что будет".
Для создания подобных мощных порталов требовались высококлассные специалисты сразу в нескольких областях, и чем больше я размышлял о ситуации, тем меньше она мне нравилась.
Портал мог создать Легион. Когда я обратился с запросом об оценке угрозы зеленушек, те, чьи порталы располагались в зараженной области, должны были об этом узнать и могли, прямо или косвенно, запретить мне проводить анализ, но не допустить на эту территорию местные службы они не имели права, а потому предпочли молчать. В серьезные операции всегда закладывалось несколько вариантов развития событий, а значит, больше порталами не воспользуются. Однако в этой версии меня смущало то, что входной портал до сих пор открыт - Легион непременно закрыл бы его до начала зачистки, и тогда обнаружить его случайно стало бы практически невозможно. Кроме того, если портал принадлежал нам, Фудзивара должен был о нем знать и не ставить меня в известность. Однако он не знал, и я серьезно сомневался в причастности Легиона к его созданию.
С другой стороны, портал могли построить Стражи Азкабана: с их знаниями и доступом к технологиям через тех же невыразимцев Стражам такая задача вполне по плечу. Однако прямых доказательств не было - дементоры, громившие гробницу Дамблдора, не обязательно служили в Азкабане, и говорить на эту тему с Бруствером было бесполезно, пока не найден портал выхода из леса.
Впрочем, этот вариант также не вызывал во мне уверенности. Я не понимал главного - почему портал все еще открыт? Стражи наверняка знали о прибытии легионеров и должны были подчистить следы. Либо они слишком в себе уверены, либо это кто-то другой.
Решив подождать реакции своего руководства на доклад Фудзивары, я не стал развивать ни одну из теорий и, вернувшись домой, поскорее лег спать.
На следующий день меня постигло глубокое разочарование: мы не только не нашли портал выхода из леса, но и не встретили кентавра, который, возможно, знал, где его искать. Вечером мы возвращались в разном настроении: легионеры радовались, что закончили работу, Фудзивара, остававшийся здесь еще на неделю, чтобы проследить, не пропустили ли они какие-то участки, всю дорогу рассказывал о цикле жизни зеленушек (всего три дня на взросление, размножение и смерть), а я молчал, недовольный нашими неудачными поисками и полный дурных предчувствий из-за отсутствия кентавра.
Дома я вызвал монаха. Он явился спустя минуту, чем удивил и порадовал - мы не виделись почти год, и я полагал, что ждать его придется дольше.
- Наконец-то ты обо мне вспомнил, - недовольно проворчал он.
- Мог бы и сам зайти.
- Ну, я не знал, придусь ли ко двору. У тебя ведь такая занятая жизнь... - Монах поджал губы, разыгрывая жестокую обиду.
- Я хотел задать тебе личный вопрос, если позволишь.
- Задавай, - слегка настороженно разрешил монах.
- Что ты видишь, когда переходишь из замка в портрет?
- Что я вижу? - Монах немного удивился. - В самом начале замок и эту рамку соединяла простая светящаяся тропинка среди темноты, а потом добрые люди научили меня работать со светом и делать из него хоть стены, хоть деревья, так что идешь как бы по коридору или по аллее. Я сделал себе коридор.
- А кто-нибудь еще в этот коридор может войти?
- Нет, не может. И я не могу входить в чужие коридоры.
- Вообще-то я не имел в виду персонажей картин. Я в курсе, что они могут перемещаться только между собственными портретами. Но может ли там быть кто-то еще, кого вообще не рисовали?
Монах молчал, глядя на меня опухшими глазами. Его молчание продолжалось слишком долго, чтобы выглядеть как простое размышление.
- Значит, там действительно кто-то есть, - сказал я, чувствуя, как по коже бегут мурашки. Монах поманил меня пальцем, и я подошел вплотную к картине.
- Задам тебе встречный вопрос, - прошептал он, не сводя с меня глаз. - Как ты думаешь, что происходит с первым портретом, когда художник рисует второй? А куда деваются персонажи сгоревших картин? - И продолжил, не дожидаясь, пока я отвечу:
- За моей спиной - целый мир, о котором ты ничего не знаешь. Ты только заглядываешь в его окна, как мы заглядываем в ваш со своей стороны. Он такой же сложный, такой же опасный, такой же волшебный, как и твой, и ошибочно думать, будто мы - всего лишь персонажи чьих-то полотен и виртуалы умерших. Мы были ими, пока художник нас не оживил, но после этого получили собственное бытие в своем мире, как получаете его вы в своем. И вот что я тебе скажу: здесь есть кто-то еще.
Последние слова монах прошептал совсем тихо, будто боялся, что этот "кто-то еще" его подслушает.
Я молчал.
- Что, страшно? - спросил монах, неверно истолковав мое молчание, и сделал это таким ехидным тоном, что в миг вывел меня из задумчивости.
- Так ты шутил, скотина? - рявкнул я, сдирая портрет со стены.
Монах перепугался, но оправдываться было поздно. В сердцах зашвырнув картину на подоконник, на стопки бумаг и книг, я сел на кровать, кипя от злости и досадуя на самого себя. Посвятив столько лет рисунку, я остановился в самом начале пути, хотя имел полное право и все возможности идти дальше. Было невероятно обидно сознавать, сколько всего оказалось упущено за эти годы.
- Я не шутил, - робко заметил монах и, не услышав моего ответа, продолжил чуть бойчее:
- Между прочим, не надо так больше делать. Знаешь, как это выглядит изнутри, когда все вокруг болтается, словно в шторм?
Я протянул руку, и картина влетела мне в ладонь, ударив острым углом рамки. Развернув монаха к себе, я спросил:
- Так что же происходит с персонажем первого портрета, когда художник рисует второй?
- Он исчезает. Но от него остается призрак, тень, которая начинает бродить между коридорами, принимая самые пугающие формы и охотясь на тех, кому вздумается сойти с тропы.
- Обычные страшилки. В чем может состоять такая охота? Какой-то персонаж не возвращается в свою рамку?
- Возвращаться-то он возвращается, - проговорил монах, - да только не один. Если угодно, можешь назвать это одержимостью тайным бесом, который сидит тихо и не высовывается, никак себя не проявляет. Но спустя какое-то время тот, в ком он сидит, начинает меняться. По слухам, некоторые постепенно превращались в того, чья тень в них вселялась. Еще говорят, что картины с такими одержимыми портретами быстрее старятся, какие бы чары сохранности на них не накладывали. А кое-кто считает, что некоторые волшебные существа, которых нарисовал художник, могут путешествовать самостоятельно, без троп, между любыми картинами. Это магия, - монах глубокомысленно покивал головой, приподняв брови и выглядя очень комично.
- Магия... - пробормотал я и положил картину на кровать. Видел ли что-то Риддл за ту минуту, пока отлучался со своего кресла, а если монах ничего не сочиняет, чья тень могла бы так быстро его найти?
Что мне было со всем этим делать? Вернуться в свой дом у моря и попытаться вытянуть из Риддла его секреты? Нет, до тех пор, пока не появится реальная возможность побывать в Отделе Тайн, говорить мне с ним не о чем. Оставалось ждать, и я ждал целых два дня, отвлекаясь на разные мелкие дела, заставляя себя думать о премьер-министре, о том, что же ее так припекло, и когда Бруствера припечет настолько, что он, наконец, организует нашу встречу; я написал Мэй, и она ответила - Кан вернулся в школу, забрав с собой рыбку и шоколадное дерево; Ин и Тао еще в Дахуре, передают привет. Два дня я ждал, чтобы что-то случилось: до сих пор энергия событий только накапливалась и в какой-то момент не могла не придти в движение. Я ждал, что Ларс передаст мне сообщение от Бруствера, что позвонит Шварц, Фудзивара или мое начальство, и на третий день, просматривая новостные сайты, наконец, дождался.
- Линг, как у тебя со временем? - спросил Поттер, позвонив мне незадолго до полудня, когда я собирался размять ноги и прогуляться в министерский кафетерий.
- Полно.
- Тогда зайди, пожалуйста, к нам в отдел.
Я знал, где расположен аврорат, и даже проходил мимо той двери, за которой начинался длинный коридор; по обе стороны стен, выложенных бледно-салатовыми панелями, обнаруживались многочисленные комнатки и какие-нибудь другие коридоры, и другие комнаты, о которых могли не знать некоторые или даже многие сотрудники, никогда в них не бывавшие. Это место чем-то напоминало Академию, о которой у меня сохранилось множество счастливых воспоминаний, и потому я никогда не заходил туда по собственной воле. Теперь, выйдя из лифта в холл, я открыл эту дверь и мгновенно окунулся в шум голосов, словно это было не управление по обеспечению правопорядка, а редакция желтой газеты.
На меня никто не обращал внимания, и я шел по коридору в его конец, где находилось ложное окно с видом на Лондонский глаз и где оказалось тише, чем в начале. Две последние двери, одна напротив другой, были открыты. Слева за квадратным столом сидело несколько человек с бумагами, ручками и чашками дымящегося чая, а справа, в точно таком же кабинете за таким же столом меня ждал Поттер, без чая и с планшетом вместо бумаг. Рядом сидели двое его коллег, начальники опергрупп.
Оперативники встретили меня угрюмым молчанием, и я не стал изображать вежливость, а просто сел за стол. Поттер придвинул ко мне планшет.
- Прислали сегодня утром.
На экране был всего один снимок, и вглядевшись в него, я сказал:
- Вот черт. Это он?
- Он, - сказал Поттер. - По всем признакам смерть насильственная. Там файл, прочти.
Я ткнул пальцем в значок внизу справа, и фотографию сменил текст. Мертвого анимага нашли французские коллеги, выехав на свалку по сигналу о несанкционированном входном портале. Однако с тем порталом никто не входил - с ним просто перебросили тело. Анимага убили в животном облике. Порталом служила клетка, в которой он лежал.
- Что скажешь? - спросил Поттер.
- Где тело?
- Во Франции.
- Если убийство произошло не на их территории, они обязаны его выдать. Вы требовали?
- Ты когда-нибудь пытался требовать у французов? - горько усмехнулся Поттер.
Я не стал вникать в детали взаимоотношений британских и французских сил правопорядка, а вместо этого достал телефон и позвонил нашему представителю во Франции.
Его судьба удивительным образом напоминала мою; я подозревал, что у Легиона очень узкие критерии выбора и назначения своих представителей. Французский легионер родился и вырос во Франции в семье алжирцев, прошел, как и я, школу улиц и школу волшебства, а сразу после нее завербовался в Легион. Он был старше меня лет на десять, очень раздражительный, саркастичный, терпеть не мог коренных французов и не упускал возможности им насолить.
Наш разговор, начавшийся с "окажи мне одну услугу" и закончившийся на "за тобой должок", продолжался меньше минуты. Начальники опергрупп, все это время старательно не смотревшие в мою сторону, помрачнели еще больше. Возможно, это была неприязнь, которую испытывают работающие день и ночь люди к тем, кому хлеб достается легко, и здесь они были правы - да, они пахали, а я сидел в кресле.
- Его убили, - сказал я, закончив говорить с французом, - уже после того, как вы определили ауру, получили данные и объявили его в розыск.
- Конечно, это не совпадение, - согласился Поттер. - Но все равно он не обязательно с ними.
- Не обязательно с ними, но мог быть знаком. Вы когда-нибудь находили предметы, которые он похищал?
- Однажды, но не мы, а маггловская полиция. Несколько ювелирных украшений, не магических, у маггла. Похищены были в Канаде, лет восемь назад. Вряд ли канадцы раскрутили цепочку передачи.
- Тогда я хотел бы взглянуть на тело, когда оно прибудет.
- А с лесом ваши люди уже управились? - негромко процедил один из оперативников.
- Управились, - ответил я, возвращая Поттеру планшет.
Через час мы стояли в одной из дальних комнат аврората, куда вел холодный полутемный коридор, а у входа сидел человек в Темных Очках. Француз выполнил мою просьбу без труда и с удовольствием, еще больше ухудшив свою репутацию среди тамошних чиновников и ничуть из-за этого не огорчившись.
Комната, защищенная множеством заклятий, предназначалась именно для такой работы - магической патологоанатомии, физического и нефизического вскрытия, и, судя по знакам на стенах, на полу и на потолке, для допросов мертвых. "Кто тут занимается Темным искусством?", думал я, оглядывая собравшихся вокруг каменного стола, где лежала покореженная клетка с мертвым анимагом. Точно не Поттер, и не эти два парня, которые избегали на меня смотреть, считая, что Легиону тут делать нечего, пусть даже его представитель и учился вместе с их начальником. Возможно, женщина, что встретила нас в морге и стояла сейчас рядом со мной, спокойно рассматривая клетку и лежащее в ней тело; или бритый наголо мужчина, сидевший поодаль на высоком стуле у второго такого же стола.
- Давайте начнем, - предложила женщина и взглянула на Поттера. Тот кивнул, и женщина указала палочкой на тело, которое не просто лежало на дне клетки, но частично срослось с ним во время аппарации. Женщина не произносила заклинаний вслух, из ее палочки не вырывалось никаких эффектных молний, свечений, дымков и искр, но все мы знали, что работа идет, и следили не за ней, а за клеткой и вплавленным в нее телом.
Однако с телом ничего не происходило. Спустя минуту женщина опустила руку.
- Я посмотрю, - негромко произнес мужчина, слезая со стула. Мы с женщиной посторонились, и он встал между нами.
Мужчина коснулся клетки своей палочкой, и я обратил внимание на ее черный цвет - эбеновое дерево, невероятная редкость и настоящая драгоценность. Тело анимага и пластиковое дно начали разделяться, и вскоре труп обрел свободу, хотя частично утратил форму.
Мужчина открыл клетку и вытащил крысу за хвост.
- Мы ничего не получим, - констатировал он. - Тело выглядит нормальным, но на самом деле оно обезвожено, органы мумифицированы, остаточные поля отсутствуют. Это просто куча неактивных молекул. Оно даже не разложится.
- Ничего себе, - пробормотал Поттер. - Значит, его убили, превратили в инертную массу, а потом зачем-то подбросили французам?
Мужчина посмотрел на меня.
- Может, у Легиона на такой случай есть какие-нибудь решения?
- Нет, - я покачал головой. - На такой - нет.
Оставив тело анимага на столе, мы молча вернулись назад, в конец коридора у ложного окна. Люди, которых я видел в соседней комнате, продолжали о чем-то совещаться.
- Хотя анимаг оказался неразговорчив, кое-что мы все-таки узнали, - сказал Поттер. - Над нами кто-то посмеялся, и этот кто-то - внутри. Вопрос: на каком этапе он подключился - до расшифровки ауры или когда мы объявили американца в розыск?
- Вы объявляли его в розыск по всей Европе, но он не будет бежать в страну, накрытую Сетью, - ответил я. - Они убили его там, где можно использовать такие заклинания, не боясь быть пойманными, а это полмира - Ближний Восток, Африка, Восточная Европа, я уже не говорю о России...
- Ты это к чему?
- К тому, что надо идти от обратного. Понять, почему они выдали нам труп. Они могли этого не делать, и вы бы продолжали искать американца, пока он тихо-мирно лежит в земле.
Поттер посмотрел на часы.
- Хорошо. Мы подумаем. Если хочешь, подумай и ты. Спасибо, что зашел.
- Не за что, - ответил я.
Оперативники встали из-за стола одновременно со мной.
- Я тебя провожу, - сказал Гарри.
Дойдя до выхода, мы остановились в холле у лифта, рядом с диваном и раскидистой пальмой в углу.
- Слушай, - нерешительно проговорил Поттер, - я тут, в общем... хотел бы еще раз напроситься к тебе в гости.
- Гарри, в любое время. Дом открыт, пароля нет, защита сигнальная - я только узнаю, когда ты войдешь. Если решишь погостить, захвати с собой еду: мы вычистили все, что было.
- Нет, я не погостить, - Поттер наморщил лоб, словно досадуя на себя за такую слабость. - Он из головы у меня не идет, даже не знаю, почему. Вроде все должно было как-то устаканиться за эти годы, ан нет... Ну а ты? У тебя к нему нет вопросов?
- Я борюсь с вопросами, - усмехнулся я. - Для начала надо выяснить, что там в Отделе Тайн. Может, он наврал?
Поттер с тоской посмотрел в сторону коридора.
- И не надейся. Он не врал. Для нас с тобой это было бы слишком просто.