Глава 15: ОслушаниеХотелось кушать. Рой поболтал ногой, которая качалась из стороны в сторону словно маятник из-за тяжелого ботинка. Остальные ученики склонились над своими книгами, пока учительница подтягивала старшеклассниц по алгебре. Она обожала проводить время со старшими классами: они готовились к экзаменам, которые будут сдавать ей же этой зимой. Учительница называла это «подготовкой к успеху». Рой частенько подслушивал, что происходит у учительского стола, особенно на уроках математики, и тайно желал, чтобы на него тоже обращали внимание и помогали. Девочка по имени Мэнди была глупой, но учительница все равно помогала ей во всем. Хотя, может, она просто не такая глупая, как он.
Внезапно у Роя заурчало в животе, отчего сидящий рядом Декстер захихикал.
Сегодня миссис Хоукай разбудила Роя позже обычного, назвала по имени, а не «мальчишкой», и неловко попыталась накормить их с Ризой завтраком. Только ничего из этого не вышло. Взгляд у миссис Хоукай был мутный, а походка была нетвердая. Смуглое лицо казалось каким-то нездорово-зеленым.
Миссис Хоукай налила Ризе молока, а затем ее стошнило прямо в раковину. Брезгливо поморщившись, Риза отодвинула чашку и заявила, что не очень-то и голодна.
Рой понял, что миссис Хоукай не в том состоянии, чтобы кормить их. Он подумал было выпить молоко Ризы, но не смог. Рой был не из тех, кто перебирает харчами, но забирать что-то, что принадлежит Ризе, никогда бы не стал. Так что пришлось ему покинуть дом Хоукаев с пустым желудком. По пути к школе у Роя получилось только стащить несколько недозрелых ягод клубники с чужого двора. Теперь голод сводил его с ума, а до обеденной перемены было ещё очень далеко.
Вдруг учительница отложила книгу, улыбнулась старшим девочкам и распустила учеников. Рой дождался, пока новичок выйдет на улицу, а затем достал обед и вышел следом.
Как он и надеялся, все столпились вокруг двух лавок, на которых маленький ремесленник устроил магазин. Мальчишки толкали друг друга, им явно не терпелось обменять накопленные деньги на яркие кусочки стекла. У кого-то были и свои товары: сургуч и шпагат, спичечные коробки, пряжки от обуви и прочие сокровища. Девочки же, кроме разве что маленькой Мэри, только с интересом наблюдали за происходящим.
Рой в число этих счастливчиков не входил. Больше всего ему хотелось побыть в одиночестве, вдали от тычков, толчков и ненавистного «Рой-Рой – тупой изгой».
Он отыскал место в тенечке и уселся там. Устало наблюдая за шумной детской толпой, открыл коробку с обедом и едва не расплакался. Внутри было пусто.
Похоже, миссис Хоукай попросту забыла положить туда еду. Рой понимал, что виной всему её плохое самочувствие, но голод от этого не исчезал. Закрыв коробку, Рой подтянул колени к груди и обнял их. День был плохим, хотя его и ни за что не наказывали. Рой надеялся, что хотя бы Риза не голодна. Что мистер Хоукай выбрался из своего кабинета и приготовил ей обед. И что миссис Хоукай не стала кричать на нее.
Вдруг рядом кто-то заговорил. Оказывается, задумавшись о подруге, Рой не заметил, как к нему подошел новичок.
— Привет, ты же Рой, верно? — с улыбкой спросил он. Рой кивнул, и новичок протянул к нему руку и раскрыл ладонь. — Ты вчера ни штуки не взял. Чего так?
Там оказались шарики: ярко-синий и темно-красный – почти такого же оттенка, как глаза Ризы. Рой с тревогой глянул поверх плеча новенького. Остальные ученики были увлечены игрой с новыми сокровищами, так что до него им не было дела. Немного повеселев, он взглянул на новичка.
— Ну давай, возьми. Или они тебе не нравятся?
Рой нерешительно взял красный шарик: тот лег в руку приятной холодной тяжестью. Солнечные лучи красиво переливались у него внутри. Вчера Рой бы прыгал от восторга, но сейчас ему хотелось кушать, и на душе было неспокойно из-за Ризы. Шарик из цветного стекла мало утешал.
— А знаешь, что, — новичок полез к себе в карман, — ты мне вчера свою доску одолжил, а я не люблю оставаться в долгу. Так что вот тебе еще пара штук.
Полдюжины гладких шариков высыпались на ладонь, и новичок сжал их в руке Роя.
— Забирай. Я не смыслю в арифметике, и мне все равно лень считать, сколько стоят восемь шариков, если дюжина – десять сен.
— Спасибо, — тихо сказал Рой, но только потому, что так было положено. Он уже вовсю обдумывал, согласятся ли остальные обменять эти шарики на еду.
— Вот и кончились мои шарики, — похлопав по карманам своих мешковатых штанов, сказал новичок. — Придется завтра побольше принести. Обычно спрос на них сумасшедший, особенно в городах, где у людей денежек много. Многие из них дети ремесленников, да?
Рой не очень понимал, о чем речь.
— А вот ты – нет, — задумчиво разглядывая его, продолжил новичок. — Этот толстый задира сказал, что ты сирота. Это правда?
Рой кивнул. К его удивлению, новичок не стал издеваться. Вместо этого он присел рядом и сочувственно кивнул.
— Моя мама тоже умерла. Это я ее убил.
Глаза Роя расширились. Убить кого-то – ужасное преступление, хуже, чем украсть хлеб или вынести яйца из курятника, или забраться в магазин после закрытия, чтобы погреться у камина. Людей, которые убивали других, увозили в большие города и вешали.
— Я застрял, — продолжал новичок. — У нее началось кровотечение, и она умерла. Все думали, я тоже скончаюсь. Ну, точнее – папа и Гарет. Но Бен разрезал мамин живот своим охотничьим ножом и вытащил меня. По словам Гара, я вопил как пойманный орел. Потом, конечно, им пришлось поломать головы, чтобы придумать, как меня кормить, и в конце концов Эли сходил за козой. Тиаф говорит, будь я девчонкой, они бы вообще не знали, как со мной быть.
Рой ничего не понимал, но звучала история жутко. Видимо, новичок заметил его испуг и недоумение, потому что тут же улыбнулся:
— Да не строй ты такую мину. Все не так плохо. Я думал, ты-то уж поймешь. А как умерли твои родители?
— Под крышей, — тихо отозвался Рой, и на секунду ему показалось, что стена огня вновь встала перед глазами. — Она упала, и они не смогли выбраться. Огонь их убил.
— Вот что бывает, когда живешь в доме, — сочувственно поцокал языком новичок.
Эти слова удивили Роя: беспризорником незнакомец не казался.
— Ты не живешь в доме? — спросил мальчик.
— Неа! Караваны – вот это для нас. Каждый месяц – новый город, новые люди; днем открытая дорога, а ночью бескрайнее небо над головой – ура цыганской жизни!
Новичок повалился на живот и замахал босыми ногами в воздухе.
Рой не очень понимал, что такое «цыган». Наверное, это что-то вроде торговца. Спрашивать тоже не торопился. Не хватало ещё, чтобы новичок посчитал его глупым.
— С кем ты живешь? Брат? Сестра? Эксцентричный дядюшка?
— Я живу у мистера Хоукая.
— Алхимика? — с энтузиазмом в голосе переспросил новичок. — Это тот, у которого еще толстый сын? А он-то где, кстати? Что-то я его пока не видел.
— Не знаю, — признался Рой. Риза говорила, что мистического Дэвелла больше нет, но у него была своя спальня, игрушки, одежда и даже книги. — Ты с ним знаком?
— Конечно. Мы же приезжаем сюда каждый год. В последний раз вообще на шесть месяцев остановились. Отцу нравится сидеть на месте некоторое время – это чтобы я учился, он говорит, это важно, — новичок закатил глаза. — И Гарет с ним заодно. Это он меня вчера сюда притащил, хотя мы только приехали, и занятия уже начались. Терпеть не могу опаздывать! Чувствую себя рыбой на берегу, понимаешь?
Рой понимал. Рыбой, выброшенной на берег и умирающей без воды. Примерно так он себя и чувствовал большую часть времени. Ну, пожалуй, кроме тех моментов, когда рядом была Риза... или вот сейчас.
— Ненавижу школу, — прошептал Рой, немного осмелев от дружелюбия новичка. И сразу же закрыл рот рукой, как только понял, что сказал. — Пожалуйста, никому не говори! — выдохнул он. — А то мистер Хоукай разозлится на меня!
— Эй, твой секрет в полной безопасности, чтоб я сдох!
Рой состроил кислую мину. Кошмарная фраза! Тут учитель зазвонила в колокол. Обеденная перемена закончилась.
Послеполуденное солнце нагревало комнату. Подпиравший голову рукой Рой был близок к тому, чтобы задремать – все равно он не мог ничего понять на той странице, которую им велели прочитать. Живот скрутило от голода – это было знакомое, но в то же время такое далекое ощущение.
Учительница прохаживалась по классу туда-сюда, обмахиваясь синенькой книжечкой, которую обычно читала на занятиях со старшими девочками.
— Не болтай ногами, — резко сказала она, остановившись у парты Роя.
Он замер. Вообще-то, нужно было сидеть как можно тише и не шевелиться, заучивая урок, но невозможно же не болтать ногами! Дотянуться до пола Рой все равно не мог, а ступни ужасно болели. И хотя он очень постарался не расстраивать учительницу, спустя какое-то время его нога вновь непроизвольно начала болтаться из стороны в сторону.
— Рой! Сиди смирно!
Рой перестал болтать ногой и уставился на страницу. Однако жаркая комната, усталость и голод вскоре привели к тому...
— Я предупреждала тебя уже дважды! — раздался голос учительницы. — Ну-ка встань.
Рой помедлил. Он надеялся, что в наказание учительница снова будет бить его по ладоням, потому что стоять в углу у него просто не было сил. За спиной уже раздавались унизительные смешки, и Рой робко прошел вперед.
Учительница прошла к доске, но вместо линейки взяла кусочек мела.
— Я... должен... сидеть... смирно... в школе, — проговорила она, выводя какие-то каракули, и сурово пояснила: — Перепишешь это тридцать раз. Если не успеешь до конца дня, значит, задержишься, пока не допишешь. Тебе нужно научиться слушать и слышать, и если даже мне больше не удастся ничему тебя научить, ты будешь знать хотя бы это!
Рой беспомощно уставился на учительницу. Он не мог переписать эту фразу тридцать раз! Да даже один раз! Он же не умеет писать! Не знает букв! Вообще!
— М-мисс, я... — в отчаянной попытке объяснить заикался Рой. — П-пожалуйста, я...
— Тихо, или я увеличу количество до пятидесяти, — учительница села на стул и продолжила лениво обмахиваться книжечкой.
Рой был в ужасе. Как это сделать? Он посмотрел на загадочные каракули, которые предстояло переписать. Их смысл оставался для него загадкой...
А потом Роя осенило, что понимать их не обязательно, достаточно просто перерисовать. Слегка дрожа, он взял кусочек мела и встал перед доской. Взгляд через плечо дал понять, что из всего класса следят за ним всего четыре человека. Мэнди – старшеклассница, обожавшая распускать сплетни – наблюдала за ним с живейшим интересом, как будто перед ней разворачивался сюжет одного из любимейших слухов. На лицах Декстера и Карла было кровожадное веселье – их жалкая жертва сейчас будет выполнять такое унизительное задание! Четвертым же оказался новичок.
Рой судорожно сглотнул и задрал голову, чтобы разглядеть написанный на доске пример. Прямая линия с примыкающим слева полукругом и диагональным штрихом. Потом пустое место. Треугольник с двумя хвостиками у нижних краев, а следом «о» – единственная буква, которую он знал.
Мучительно медленно Рою удалось перерисовать все буквы, линия за линией, изгиб за изгибом. Он невероятно устал, пока добирался до маленькой точки на конце, а ведь скопировать написанное предстояло тридцать раз.
Уже пришло время второклассникам отвечать свой урок истории, а Рой всё ещё не закончил работать. Рука дрожала, а в классе было очень жарко, но он заставлял себя продолжать. Если припозднится домой, миссис Хоукай поймет, что случилось, и отшлепает его ложкой, а Риза будет плакать. Этого не должно произойти. Рой просто не мог расстроить ее вновь.
Второклассники расселись по местам, и настал черед старшеклассниц по очереди рассказывать отрывки длинного стиха под названием «Баллада о Генерале-Алхимике». В комнате резко похолодало, а все вокруг стало очень-очень далеким. Странные точки мешали смотреть, и ему смутно казалось... смутно казалось...
— Пожалуйста, мисс, он же сейчас в обморок упадет! — раздался издалека чей-то тревожный голос, но Рою было всё равно.
Будто в другой вселенной по полу затопали ноги, и неизвестное существо стало возражать что-то голосом учительницы... Вдруг чьи-то жилистые руки подхватили Роя, помогая устоять на ногах.
— Вот так, вот так, — говорил добрый голос, и Рою показалось, что он уловил вспышку зеленых глаз, увеличенных выпуклыми линзами. Его отвели к первому ряду и усадили на одно из свободных мест. — Просто посиди тут и отдохни, — прошептал голос, и сказал кому-то уже громче и тверже: — Ему плохо, мисс.
Кажется, говорил новичок.
— Он не пойдет домой, пока не закончит свои тридцать строчек, — ответила учительница. — Пожалуйста, сядь и займись уроком.
Вместо этого новичок громко топнул ногой.
— Да говорю же вам, ему плохо, и он не может!
Рой был слишком сбит с толку покачивающейся вокруг него реальностью, чтобы что-либо понимать.
— Прекрасно, мистер Хьюз, — холодно сказала учительница. — Если вам так хочется, можете сами написать за него строчки!
— Прекрасное предложение, спасибо! — весело отозвался новичок.
Он прошел к доске, едва не задев Мэнди, чьему возмущению не было предела, и подобрал оброненный мелок. Не раздумывая, продолжил писать незаконченную строчку, и мел ужасно скрипел по доске. Новичок специально так его держал. И писал он настолько быстро, что Рой едва успевал следить за его движениями. Три, четыре, пять скопированных строчек. Шесть! Семь! Восемь! Старшеклассницы попытались продолжить отвечать стихотворение, но быстро замолкли. Постоянный скрип мела обращал всякую попытку в прах.
— Прекрати сейчас же! — приказала учительница.
Новичок замер и с усмешкой глянул на нее через плечо.
— Но я же пишу его строчки, мисс Струби, — невинно откликнулся он под чей-то одобрительный смешок.
— Сядь на место и займись разбором предложений! — сдалась учительница. — А ты, Рой, как только придешь в себя, допишешь оставшиеся строчки на своей грифельной доске.
Новичок направился на свое место и, проходя мимо Роя, подмигнул ему.
— Пятиклассники, пожалуйста, продолжайте отвечать, — сказала учительница, пытаясь скрыть свою растерянность.