Глава 4Глава 4. О методах преподавания
В дверь нерешительно постучали, и в класс Защиты от темных искусств чинно зашли пятеро ребятишек. Когтевранские синие галстуки, серьезные лица, учебники в руках – компания явно пришла по делу и выглядела так важно и мрачно, словно весь осенний семестр тренировала перед зеркалом повадки профессора Снейпа.
- Привет! – улыбнулся Гарри. – Вы кто, откуда и зачем?
Эти дети совершенно не были ему знакомы. В этом году профессор Макгонагалл так и не смогла найти преподавателя Защиты, поэтому ситуация с этим предметом сложилась запутанная. В прошлом семестре первые два курса вела Гермиона, третий, четвертый и шестой достался ставленникам Министерства (которые, к слову, постоянно менялись и преподавали с досадной бестолковостью), ну а пятый и седьмой, как самые значимые, властной рукой заграбастал Снейп. Не отдал он их никому и теперь, но Поттера это не расстраивало. Ему вполне хватало того, что после рождественских каникул Министерство с легким сердцем переложило всю преподавательскую деятельность на плечи находившихся в школе авроров, и герой волшебного мира вдруг столкнулся с жутковатой перспективой работать бок о бок с Дереком Амбриджем. Последний же походил на мать так сильно, что, заходя в свой кабинет, Гарри невольно ожидал увидеть на стенах мерзкие тарелки с резвящимися котятами. Как будто Амбриджу делать больше нечего, кроме как тайком их туда вешать.
Составить об этом человеке объективное мнение у Поттера не получалось. В аврорате тот был новичком, учился не в Хогвартсе, а дома, унаследовал от мамаши невзрачную наружность и извращенную логику и отчаянно пытался выслужиться перед начальством. Гарри он категорически не нравился, но объяснить свои чувства он толком не мог. Вероятно, дело было в близком родстве Дерека с женщиной, от которой победителя Волдеморта бросало в дрожь. В идеале, ему следовало проконсультироваться по этому поводу со Снейпом – вот уж кто был специалистом по взращиванию ненависти к потомкам врагов, но рискни он завести подобный разговор – зельевар точно устроил бы такой мастер-класс, что выползать из подземелий пришлось бы по стеночке.
- Судя по вашим серьезным лицам, у вас ко мне какое-то дело, - дружелюбно заметил Гарри, дожидаясь, пока ученики подойдут ближе. Ему было искренне интересно, зачем они могли придти, ведь у их факультета он не преподавал.
- Да, сэр, - несколько смущенно ответил один из мальчишек. Новый преподаватель Защиты сразу же полюбился ученикам, но слава спасителя волшебного мира все же заставляла многих из них робеть. – Мы хотели попросить вас объяснить нам несколько тем по Защите.
- Именно меня? С какого вы курса? У вас ведь, наверное, Защиту ведет профессор Амбридж? – удивился Поттер и в следующий момент сам же содрогнулся от того, что сказал. Профессор Амбридж, ну конечно. Знает он, какой профессор может получиться из кого-либо по фамилии Амбридж.
- Вот именно, - хмуро заявил другой когтевранец – этот не смущался совершенно и даже был готов излить на мистера Поттера кучу претензий. – Только у нас с профессором Амбриджем не Защита получается, а клуб любителей абстрактных размышлений. Мы на занятиях даже палочками еще ни разу не пользовались, хотя ваши гриффиндорцы раскидываются заклятиями направо и налево.
- Они не мои гриффиндорцы, - мягко поправил Гарри, едва удержавшись, чтобы не хихикнуть. Мальчишка выглядел в своем негодовании таким забавным… - они общие, школьные. А что вы сейчас проходите?
- Боггартов. Мы на третьем курсе.
Сказать, что волшебник был удивлен – значило ничего не сказать. Ну как, как, спрашивается, можно проходить боггартов в одной лишь теории?! Дети должны узнать на собственном опыте, что значит столкнуться с потаенным страхом, только тогда они смогут его преодолеть! Учебники здесь уже не помогут. Неудивительно, что эти когтевранцы пришли именно к нему. В весеннем семестре распределить обязанности между преподавателями Защиты решили по новой схеме. Отныне Гарри преподавал у гриффиндорцев и слизеринцев всех курсов, кроме выпускных. Когтевран же с Пуффендуем достались Амбриджу, который явно был не лучше Долорес и вообще непонятно о чем думал.
- Хорошо, господа, - с напускным спокойствием проговорил Поттер. – Я поговорю с профессором Амбриджем о его методах преподавания. И, пожалуй, устрою для всего вашего курса факультативное занятие. Следите за доской объявлений.
Ученики покивали и убрались по своим делам, а Гарри запер класс и кинулся на поиски своего непостижимого коллеги.
Далеко ходить не пришлось – Дерек нашелся в учительской, где мирно и одиноко пил чай с молоком и внимательно вчитывался в студенческие контрольные, каждая в милю длиной.
- Профессор Амбридж! – рявкнул Поттер, от души надеясь, что этот противный субъект вздрогнет и выльет на себя свой чай.
Но не тут-то было. Новоявленное светило магического образования не только не испугалось, но и улыбнулось коллеге мерзостной сладкой улыбочкой – той же, что не сползала с лица его матушки.
- Здравствуйте-здравствуйте, профессор Поттер. Чаю?
- Засунь свой чай себе в… - грозно начал Гарри, но тут же прикусил язык. Кажется, с коллегами-аврорами и коллегами-преподавателями, даже самыми раздражающими, так разговаривать не полагалось.
- Что-что, простите?
- Гхм. Амбридж. Профессор. Профессор Амбридж, - с тщательно скрываемой злостью начал волшебник, - мне тут недавно довелось узнать, что вы не занимаетесь с учениками практикой на уроках Защиты. Что это, позвольте узнать, за методы преподавания такие?!
- А что вам не нравится, мистер Поттер? – наивно захлопал жабьими глазами Дерек. – Ученики должны знать, с чем имеют дело! Тщательно изучить все вопросы, продемонстрировать идеальное владение темой и только потом пытаться применить знания на практике! Уж не хотите ли вы сказать, что дети должны хвататься за палочку, едва прочтя в учебнике название заклинания?!
От такой наглости у Поттера на секунду пропал дар речи. Ничему не учить детей, да еще и прикрывать это красивыми фразами! Безобразие!
- А что, по-вашему, будут делать ваши ученики, если им встретится темный маг?! Зачитывать ему эссе на тему… - Гарри подцепил со стола один из свитков и глянул, что в нем, - …«Взаимодействие заклинания «Ридикулус» с боггартовидными призраками индоевропейского происхождения в лингвистической контекстуальности Западной Азии»??!
Листья тополя падают с ясеня, да это похлеще Авады будет! Этот Амбридж совсем идиот или у него такое извращенное чувство юмора?!
- Что, профессор Поттер, вы удивлены, что мои третьекурсники разбираются в таких сложных темах? Ну конечно, это вам не фейерверки из палочки запускать, - высокомерно заявил коллега.
- Вы… Амбридж, вы с ума сошли? – выпал в осадок победитель Волдеморта. - За каким чертом хогвартским третьекурсникам нужна лингвистическая контекстуальность Западной Азии? Кто вообще в здравом уме может заинтересоваться этой ахинеей?!
- Поттер, не позорьтесь, - гордо вскинул голову Дерек. С его не очень-то благородным профилем и еще менее привлекательным анфасом – вышло смешно и неубедительно. Впрочем, он сам так не считал. – Если вы совершенно не разбираетесь в теории Защиты от темных искусств – что вы вообще забыли в Хогвартсе и, тем более, в аврорате? Мне даже начинает казаться, что ваша репутация всенародного любимца не такая уж и заслуженная. Не строится ли она на пускании пыли в глаза честных граждан?
- Что ты сказал?! – рыкнул Гарри. Он никогда не дорожил своей славой, как многие о нем думали, но слышать такое! После всего, что он и Орден Феникса сделали, чтобы уничтожить Волдеморта… - Ты напрашиваешься на дуэль, Амбридж! Немедленно возьми свои слова назад, или я размажу тебя по стенке! И поверь, после этого уже никто не усомнится, кто из нас истинный мастер Защиты!
- Да будет вам известно, Поттер, дуэли запрещены законом, - фыркнул чертов министерский выскочка и встал с кресла. – И не тратьте мое время на всякие глупости. Это вы в аврорате числитесь просто для красоты, а на мне еще расследование кражи меча висит. И куча непроверенных работ. Хотя, откуда вам знать, что такое студенческие контрольные. Вы же не даете своим студентам теорию!
С этими словами эта беспардонная скотина собрала эссе и покинула учительскую, оставив Гарри Поттера стоять с обнаженной палочкой в руке и множеством нелицеприятные эпитетов в голове. Ему очень хотелось выскочить следом и угостить зарвавшегося аврора парочкой опасных проклятий, желательно из арсенала Принца-полукровки, но за такое и в Азкабан можно было загреметь. Тем более, что этот самодовольный придурок совсем недавно с остервенением пытался повесить на него кражу меча.
- Поттер, вам делать больше нечего, кроме как стоять посреди учительской и изображать памятник самому себе? – раздался хорошо знакомый ехидный голос.
Гарри скосил глаза на дверь и обнаружил на пороге Снейпа. Помяни черта, называется.
- Я не изображаю памятник самому себе, - оскорбился молодой человек. И почему все вокруг считают его тщеславным болваном? – Я… э… медитирую!
Снейп отчетливо фыркнул. Ну да, уж кого-кого, а его уже ничто не заставило бы переменить мнение об интеллектуальных способностях своего бывшего ученика.
- И как, достигли нирваны?
- Нет. Здесь вечно кто-то шастает и мешает сосредоточиться.
- Ах, ну извините меня, мистер Поттер, за то, что нарушил ваш покой! – голос профессора так и сочился ядом. Какие мы обидчивые, однако. – Кто я такой, чтобы по достоинству оценить все величие вашего безделья.
- Не старайтесь, - буркнул Гарри и рухнул в кресло. – Больше, чем Амбридж, меня уже никто не разозлит.
- Амбридж? – насмешливо переспросил зельевар и направился к одному из шкафов для бумаг. - И что же вы не поделили?
- Этот… этот, с позволения сказать, профессор!.. – воодушевился Поттер, намереваясь в кои-то веки выложить Снейпу все как на духу. – Вы знаете, что он делает?!
- Ну, полноте, Поттер. Вы тоже профессор только с позволения сказать. И вряд ли мистер Амбридж умеет проводить время еще более бездарно, чем вы.
- Что?! Да не издевайтесь вы!
- А как еще с вами можно разговаривать, если вы вечно несете бессвязную чушь? – профессор увлеченно что-то искал среди папок и, кажется, разговор поддерживал чисто машинально.
- Вы должны заставить его уволиться!
Зельевар оторвался от содержимого шкафа и посмотрел на Гарри как на слабоумного.
- Поттер, это у вас бред или у меня слуховые галлюцинации?
- Ну вы же ненавидите всех, кто приходит в Хогвартс преподавать Защиту и всячески портите им жизнь! Люпин даже уволился из-за вас! Почему бы вам не провернуть то же самое с Амбриджем?
- Почему бы мне не провернуть то же самое с вами, а, Поттер? – рассердился Снейп.
- Только если Амбриджа это тоже коснется.
- Не испытывайте мое терпение, вы, несносный мальчишка! – рявкнул зельевар и, выхватив, наконец, из шкафа нужную папку, унесся прочь из учительской.
Гарри это, впрочем, не сильно волновало. Он окончательно утвердился в мысли, что Амбридж ему не нравится и вообще ведет себя крайне подозрительно. Следовательно… следовательно, с ним нужно что-то делать. И если Гарри Поттер что-то для себя решает – ни ураган, ни пожар, ни землетрясение уже не смогут его остановить. Тот же Снейп знал это не понаслышке.