Глава 4. Первые урокиУтром я проснулся от вопля Малфоя:
— Гарри, вставай! На завтрак опоздаем!
Я оторвал голову от подушки. Драко метался по комнате в тщетной попытке одновременно застегнуть мантию, пригладить волосы и закинуть в сумку нужные на сегодня учебники. В конце концов, споткнувшись, он шлепнулся на пол, перестал суетиться и нормальным голосом спросил:
— А ты где вчера был так долго? Я тебя даже не дождался — заснул.
— Меня декан вызвал, — нехотя признался я: говорить о Снейпе мне не хотелось.
— Ну и как? — с жадным любопытством спросил Драко. — Правда, классный у меня крестный?
— Правда, — согласился я вполне искренне: Снейп на самом деле отнесся ко мне по-человечески, а то, что я боялся его, так это проблемы мои, а не профессора.
— Ты чего валяешься? — вдруг опять завопил Драко, вскакивая. — Опоздаем!
Я слез с кровати и пошел в ванную. Плеснув в заспанное лицо холодной водой, я вдруг подумал: а ведь действительно, здешний Снейп намного лучше того черноглазого монстра. Как же мне научиться не бояться его?
***
Сидя за преподавательским столом, Снейп наблюдал, как ученики приходят завтракать. Гриффиндорцы заставили его поморщиться: как всегда, шумные, суетливые, успевают и болтать, и жевать, то и дело вскакивают и пересаживаются с места на место. Когтевран и Пуффендуй — тихони и в обычной жизни практически незаметные факультеты: пришли, поели и ушли, как будто и не было их.
А вот и слизеринцы. Снейп одобрительно усмехнулся: его змейки вели себя за столом безукоризненно — не болтали с набитым ртом, не считали нужным чуть ли не каждую минуту срываться с места, чтобы поздороваться с соседом на противоположном конце стола.
Впрочем, без казусов и тут не обошлось. Едва все приступили к трапезе, как в Большой зал ворвались два растрепанных запыхавшихся мальчика и бегом припустили к слизеринскому столу, подняв там небольшую суматоху. Поттер и Малфой! Неужели подружились и теперь на пару будут дисциплину нарушать?
Декан нахмурился, однако старосты уже поспешили к обоим первокурсникам. Те что-то сказали в ответ и виновато покосились на декана. Снейп усмехнулся: хотя бы осознали, что провинились, уже хорошо, но поговорить с ними придется, чтобы на будущее не повторяли таких выходок, как опоздания и неряшливый внешний вид.
***
Самым мучительным для меня в Хогвартсе оказалось найти нужную лестницу. Их в волшебной школе было около полутора сотен, многие из них постоянно перемещались, так что, попав вчера в одно место, сегодня по той же лестнице можно было очутиться в противоположной стороне. На некоторых лестницах обнаружились исчезающие ступеньки, приходилось постоянно смотреть по сторонам и под ноги. А из-за местного полтергейста Пивза не лишним было и вверх поглядывать: мало ли что проказливый полтергейст мог сбросить прямо на голову зазевавшемуся ученику?
Как ни странно, проще всего мне оказалось с привидениями. Их в замке было много, но слизеринский призрак Кровавый Барон наводил на всех такой ужас, что на Слизерине привидения старались вообще не показываться.
В основном, призраки летали по коридорам Хогвартса и иногда были даже полезны, как в случае нашего с Драко опоздания на завтрак. Мы немного запутались в движущихся лестницах, и привидение Гриффиндора, Безголовый Ник, любезно проводил нас до самых дверей Большого Зала.
Мы бросились к своему столу, подошедшие старосты отчитали нас за опоздание, особо напирая на то, что нашему декану было очень стыдно за такое поведение его змеек. Я украдкой глянул на преподавательский стол. Снейп смотрел прямо на нас с Драко, однако даже на таком расстоянии я заметил, что он совсем не сердится, а брови хмурит скорее для порядка.
Успокоившись, я набросился на омлет и овсянку — сильно проголодался за всеми этими треволнениями.
***
Снейп внимательно присматривался к Поттеру во время завтрака. Вначале скованный и робкий, он постепенно освоился и почувствовал себя увереннее. Вот Драко наклонился к нему, что-то сказал, Поттер засмеялся. Зельевар усмехнулся: во всем это был вполне нормальный ребенок, во всем, кроме того, что напоминало ему о профессоре.
Тут в голову Снейпу пришла интересная мысль. Глядя, как свободно общается мальчик с Драко Малфоем, декан подумал, а не привлечь ли к их индивидуальным занятиям своего крестника? Не посвящая его в детали всей этой истории, а просто чтоб был рядом с Поттером? Чтобы тот наблюдал, как Драко относится к Снейпу, как разговаривает с ним, не дергаясь и не шарахаясь?
И еще одно вспомнил Снейп, пока смотрел на мальчишек: надо обязательно объяснить первокурсникам, почему Поттер будет отсутствовать на уроках зельеварения. Чем меньше будет вопросов к самому мальчику, тем лучше; ему и так придется несладко, пока появится хоть какой-то результат. И появится ли? Декан вздохнул: почему-то очень захотелось, чтобы результат был, причем положительный, — этот ребенок, как никто другой, заслуживает жить без страха.
***
Постепенно жизнь в Хогвартсе вошла в свою колею. Я обнаружил, что мне очень нравится учиться. Узнавать что-то новое оказалось настолько увлекательно, что я с первых же дней стал завсегдатаем хогвартской библиотеки. Драко ворчал, что так зарываться в книжки — это ненормально, но покорно корпел вместе со мной не только над учебниками, но и над пыльными томами из богатых библиотечных запасов.
Не менее часто в библиотеке бывала и девочка с Гриффиндора, Гермиона Грейнджер. Ее все время сопровождали рыжий Рон и тихоня Невилл, но я заметил, что если Невилл занимался наравне с подругой, то Рон откровенно скучал, и было совершенно непонятно, зачем он вообще приходит в библиотеку.
Как-то незаметно мы сблизились с Гермионой и часто обсуждали какие-нибудь вопросы по урокам, а в несогласных моментах даже спорили, с азартом отстаивая каждый свою точку зрения. Драко раздражали гриффиндорцы, но ради меня он готов был их терпеть.
Да, мы с Драко подружились. Мне нравилась его мальчишеская непосредственность, еще не заглушенная надменным аристократическим воспитанием, и даже когда он вспоминал об этом и принимался строить из себя истинного аристократа, меня это не раздражало, а, скорее, забавляло. Малфой был умен и расчетлив, мог подолгу заниматься чем-то, что ему совершенно не нравилось, однако могло пригодиться в будущем. Я старался делать так же, понимая, что это на самом деле полезное качество.
Также часто я видел в библиотеке Снейпа. Он скользил вдоль стеллажей бесшумно, словно живое привидение, но никогда не подходил к занимающимся ученикам, так что вскоре я привык, что где-то на заднем плане постоянно мелькает черная мантия, и уже не вздрагивал, если замечал профессора или ловил на себе внимательный взгляд его черных глаз.
***
Снейп был доволен. Пока все шло согласно его плану. Поттер с головой окунулся в учебу, было заметно, что ему это очень нравится, да и отзывы профессоров радовали положительными оценками: любознательный, жадный к новым знаниям мальчик покорил даже Катберта Бинса, хотя, казалось бы, чем ученики могли удивить старое привидение?
Приближалась пятница, и откладывать разговор с первокурсниками в целом и с Драко в частности было уже нельзя. Накануне вечером, после ужина, Снейп пришел в гостиную Слизерина, попросив старост собрать ребят для важного разговора.
Пошушукавшись и потолкавшись в борьбе за лучшие места на диванах, первокурсники, наконец, успокоились и приготовились слушать. Стоя посреди гостиной, декан внимательно осмотрел своих маленьких змеек. Поттера он заметил в самом дальнем углу и мысленно усмехнулся: что ж, это было ожидаемо, по крайней мере, мальчишка больше не дрожал, как осиновый лист, от одного только взгляда Снейпа.
— Как вам известно, завтра у вас будет первый урок зельеварения, — в наступившей тишине заговорил профессор. — Среди вас есть ученик, которому по состоянию здоровья противопоказано находиться в классе во время этих занятий.
Первокурсники стали переглядываться в попытке выяснить, кто этот ученик. Снейп не стал затягивать, интригуя и без того заинтригованных змеек, и продолжил:
— Мистер Поттер, встаньте, пожалуйста!
***
Я вздрогнул и, ощутив чувствительный тычок Драко локтем под ребра, медленно выпрямился, стараясь не смотреть на профессора и своих однокурсников.
— Мистеру Поттеру по распоряжению директора Дамблдора назначены индивидуальные занятия по зельеварению, — объявил тем временем Снейп. — Однако я полагаю, что один из вас вполне может составить ему компанию.
Драко вскочил с дивана:
— Сэр, можно мне с Гарри?
Я с надеждой глянул на декана и облегченно вздохнул, увидев, что он кивнул:
— Прекрасно, мистер Малфой. В таком случае завтра вы и мистер Поттер можете не присутствовать на основном занятии с классом, а явитесь в кабинет зельеварения сразу после уроков.
***
Все прошло очень неплохо — Драко вызвался для индивидуальных занятий с Поттером, а сам Поттер выглядел намного бодрее, когда осознал, что не останется один на один со Снейпом.
Отпустив первокурсников в спальню, зельевар подозвал крестника:
— Драко, у твоего друга большие проблемы с зельями, и я очень надеюсь преодолеть их с твоей помощью.
Серые глаза смотрели пытливо и слегка удивленно:
— Конечно, крестный, я сделаю все, что нужно. А что с Гарри?
— Я не могу тебе сказать, — Снейп положил руку на плечо мальчика. — Но поверь, это очень серьезно.
Драко молча кивнул, хотя Снейп видел — крестника просто разрывает от желания узнать, какие проблемы у Поттера. Но зельевар знал, что мальчик никогда не позволит себе лезть к крестному с вопросами, если ему ясно дали понять, что этого не стоит делать.
Направляясь к своему кабинету, декан мысленно улыбался, о чем встречавшиеся на пути ученики даже не догадывались: бледное лицо зельевара было обычной непроницаемой маской, а в глазах стыл холод.
***
В пятницу я впервые за эту неделю не смог сосредоточиться на занятиях. Все мысли крутились вокруг предстоящего мне испытания. Чем меньше времени оставалось до урока со Снейпом, тем сильнее я нервничал. В конце концов я решил попросить Драко уговорить декана отложить первый урок: меня так трясло, что книжка в руках ходила ходуном. Однако Драко наотрез отказался идти к Снейпу. Забрав у меня учебник, Малфой сел рядом, обнял меня за плечи и серьезно сказал:
— Гарри, крестный сказал, что у тебя какие-то проблемы, и я должен помочь тебе справиться с ними. Он тоже будет нам помогать. И я уверен, мы справимся! Ты не бойся, все будет хорошо.
Мне хотелось верить, что все действительно будет хорошо, однако меня просто тошнило от страха, когда мы с Драко подошли к кабинету зельеварения.
***
Увидев позеленевшего Поттера, Снейп понял, что будет очень непросто. Возможно, не стоило начинать сразу с класса зельеварения. Похоже, одно только упоминание о зельях приводило этого ребенка в состояние паники.
Предложив мальчишкам присесть, декан принялся расспрашивать Драко об отце, о прошедших каникулах. Драко охотно рассказывал, чем занимался летом, как они с отцом ездили в Египет смотреть пирамиды, потом поделился планами на будущее лето:
— Папа сказал, что мы опять поедем к пирамидам и проведем там не меньше месяца.
Разговаривая с крестником, Снейп краем глаза наблюдал за Поттером. Тот поначалу сидел, съежившись и пряча под столом дрожащие руки, но постепенно он успокоился, увидев, что профессор не обращает на него внимания, не пытается к нему приблизиться и не подсовывает ему никаких зелий, и начал прислушиваться к разговору. Снейп мысленно поблагодарил Мерлина: ребенок перестал ссутулиться и сжиматься в попытке стать меньше и незаметнее, и, хотя оставался все еще напряженным, однако смотрел на декана уже не так затравленно.
Задав крестнику еще несколько вопросов, Снейп заявил:
— На сегодня все, идите на ужин, продолжим завтра в это же время.
***
Я удивленно замер. А как же зелья? Как вообще урок по зельеварению? Снейп же просто поговорил с Драко, причем вовсе не о зельях. Душившая меня паника начала отступать, еще когда Драко рассказывал о Египте, а теперь я почувствовал, как уходит напряжение и нервы уже не так болезненно реагируют на голос Снейпа.
После этого не совсем понятного для меня «урока» мы отправились в Большой Зал. Драко весело болтал о всякой всячине. Видимо, общение с крестным доставило ему большое удовольствие. Да и в себе я больше не ощущал такого липкого ужаса, что терзал меня в самом начале. Снейп на самом деле не был монстром и не хотел причинить мне боль и как-то навредить. Мне просто надо привыкнуть к этой мысли, привыкнуть к самому профессору и, возможно, я смогу научиться не бояться его.