Идеальная часть телаЯ все время измерял длину носа. Признаюсь, с этим мне повезло. Нос был приличный. Пару знакомых говорили, что даже изящный. Но не в этом дело. Известно, что нос растет всю жизнь. Я ждал и боялся, что мой может увеличиться. Но пока он оставался на месте.
Это хорошо, потому что на месте не оставался я. Иногда шел, иногда плыл, иногда летел. Но мне посчастливилось с носом — он являл статичную точку в пространстве, константу. Единственная вещь, которая ни разу не подводила и оставалась в этом мире всегда на одном и том же месте: между глазами, лбом, и ртом.
Когда в очередной раз я смотрел в зеркало, измеряя расстояние от одной ноздрицы до другой штангенциркулем, меня посетила мысль о браке. Для того, чтобы природа достигла апогея в эволюции носовых частей, над этим надо трудиться. И раз уж я был одобрен эволюцией, мне суждено было продолжить ее традицию. В тот день мне исполнилось 20.
Сначала для этой цели я избрал Эмили. Её орлиный профиль внушал трепет как перед статуей Афины. Я благоговел, но со временем разочаровался — она жутко сопела во сне.
Джорджия. Носик как кнопка, другие части тоже ничего. Но на конце родинка, на которую так любила коситься её обладательница в момент размышлений.
Сабрина. Её я подобрал в оптике, подбирающую очки. На лице девицы меня встретил нос блистательных параметров. Все складывалось как нельзя лучше. Однако после нескольких лет встречаний, я стал замечать, как очки неприятнейшим образом оставляют отпечатки на ее крылышках. С каждым месяцем они становились все отчетливее и мало подавались влиянию сна. К отчаянью, на присутствие этих отметин мой желудок реагировал изжогой. А между тем нашим телесам стукнуло 30 лет.
Дальше навстречу проплыли — и мимо — Евлампия, Саша, Эскадор, Карнелия, Лучия, Эмаретта, Софья, Елена, Молли, Себастьяна, Адель, Юки, Варвара, Зульфия, Деляфруз, Красная Река из резервации, Най-най, Олимпия и много кто еще. Все имена я скрупулезно записывал в телефонную книгу, чтобы дай бог не столкнуться с ними опять. Была даже Риккарда, на деле оказавшаяся биологическим мужчиной, что в итоге сподвигло сделать ей/ему ручкой. Хотя нос её/его, признаться честно, походил в профиль на Монику Белуччи — такой же итальянский и горячий как сопло дракона. На тот момент мне было за 40.
Но моисеева пустыня закончилась. Настала Ия. Ах, моя бедная Ия. В другой реальности ты могла быть Мадонной. Но ты родилась просто Ией, любовь моя. Сколько носов мне пришлось познать и измерить, что бы открыть твое богатство — твою пустоту между глазами, лбом и ртом. Я понял, любезная Ия, что только тебя я смогу сделать своей женой, украв нос Венеры Милосской из Лувра или бесстыдно отпилив профиль у достопочтенный Нефертити в Берлине и прилепив его за место той дыры в середине твоего лица. Со мной все точеные анфасы мира когда-нибудь станут твоими. Если ты, конечно, захочешь. Я никогда не был скульптором, но ради тебя, милая, я причащусь долотом, пилой и молотком.
Встретились мы так нечаянно, неожиданно, предопределенно. Твой слуга переходил улицу в неположенном месте, путаясь в штанинах. Ты шагала в черном как будто мимо, а на самом деле ко мне — такая ты плутовка, Ия. Я увидел тебя крайним зрением, инстинктом выживания. Почуял, что ты приближаешься, как зверь. Теплая газель моя со вздымающимися боками. О, и я увидел отражение своего тела в твоих огромных вселенских зрачках. Распростертое, изломанное, такое прекрасное и земное. Оно сочилось чем-то красным из-под днища белого фургона (почему если фургон, то всегда белый?). Оно так сочилось, милая, что я заплакал. Мой статичный нос утратил функциональность вместе со смыслом всего. Он больше не будет расти, подумал я. Но ты не такая, не бездушная цыпочка на шпильках. Ты подошла, обняла, закутала в свое бездонное платье рыдающего, седеющего мужчину как несмышленого мальчика из средней школы. Нет, как школьницу в мужском теле, потому что не этого ли больного ощущения хрупкой, болезненной красоты мне не хватало всю эту пустую жизнь?
А дальше мы пошли на свидание, где я стал художником, у нас появилась семейная шкатулка с носами, которые мы смеясь прикладывали на бестелесные лица и швыряли их тут же за борт. И лодка уносила нас по течению вниз огромной реки — какой? Нил, Амазонка, Волга, Дунай? Куда — ты мне так и не сказала. Но, плывя в ней по сей день, я знаю, что в хорошее место. Ведь туда меня увозит сама прекрасная женщина в мире. Женщина, которой не нужен никакой нос.
Не надо сгущать сказкиПришел к тебе в дом, который одновременно шатер, пещера Платона и бунгало на побережье океана. С собой захватил алхимическую установку, небольшую по меркам установок, но внушительную: с одной стороны коробок от спичек, с другой — двухэтажный трейлер из эпохи хиппи. Кстати, о хиппи, говорю: давай сварим самогон из сказок!
Твой прищур «чего пришел, я сплю еще» сменяется на скептический «да ты, друг, совсем поехал». Но ты тут же вздрагиваешь, смахиваешь с себя с сонную пыль, взъерошиваешь волосы и отвечаешь: «А давай! Надеюсь, это будет получше твоих самокруток c мыслями единорогов».
И мы вместе смеемся. Я — со своим мешком сказок, которые пищат за спиной. Радуются, что их достали из пыльного чулана во имя высокой миссии! Ты — смеешься осенними листьями, которые вдруг начинают падать в широтах с умеренным климатом. Ведь кто бы мог подумать, что единороги, благородные мифические существа, способны думать только о траве и голых девицах?!
Командую: доставай свои реторты, какие еще остались! И колбы те разноцветные, которые мы переделали в елочные шары. Ты суетишься, бегаешь по своим меняющимся хоромам, перепрыгивая с лестницу на лестницу, ищешь в закромах самое полезное. На всякий случай притаскиваешь из кухни связку грибов, баранок и баночку соснового варенья. Выкладываешь на стол жестом добродушного хозяина и ребенка, который пришел сюда ожидать неведомого чуда. Ребенка, которому старший брат пообещал сделать кораблик из картона и клея, только этот картон еще надо найти.
Улыбаюсь, ведь дело в шляпе. Самое главное в нас уже созрело — намерение. А намерение, оно такая штука – если оно есть, считай, успех наполовину обеспечен.
И я начинаю шаманить. Раздуваю горелки, наливаю в резервуар талую воду с горы Арарат, всыпаю тростниковый сахар. В общем-то, ничего сверхвпечатляющего. Только стараюсь думать о медузах и цветных каракатицах, однорогих оленях и скрипящих полозьях. Так, не для чего-то особенного, а просто потому, что в таких делах нужно думать о необычайном.
А ты вертишься, как юла, и мешаешься не менее — как веник, из которого выпадают соломки. Почти как тогда, когда мы были еще людьми, простыми пареньками из студенческой общаги биофака. Когда существовала общая кухня с обшарпанными половицами ярко-коричневого цвета, существовали комнатки на четыре койки, существовали еще Лидка Матвеева и Славик из четырнадцатой. Медузы медленно перетекают в потертые конспекты с бисерным почерком. Каракатицы — в звенящую мелочь, собранную всей компанией, олени превращаются в первый самогонный аппарат. Самодельный, из алюминиевых кастрюль и трубочек, украденных из кабинета химии. Полозья обретают форму детского восторга, смешанного со страхом: а вдруг поймают, исключат же?!
Машу лохматой челкой, и приятно и грустно одновременно. Стараюсь возвратить утерянных медуз и прочее в голову, но термометр показывают, что поздно, пора начинать.
И начинаем мы помаленьку, по чуть-чуть, стравливая сказки через медную воронку. Сначала в ход идет легкая артиллерия — истории Вильгельма Гауфа, они почти всегда хорошо кончаются и точно насытят пойло пустынными миражами, мечтами о сокровищах и блеском могущественного Багдада. Сопло котла выдает залп разноцветного пара, не горячего, но смешного. Вдыхать его категорически нельзя, иначе можно бессмысленно хохотать до вечера.
Стрелка барометра начинает подтягиваться вверх. Машу рукой: мол, давай еще что-нибудь. Ты цепляешь когтями увесистую повесть Гофмана — о мышином короле и Щелкунчике, — она распевает гимн новогодних игрушек, раскачиваясь прямо в руках. Хорошо, Гофман – это всегда хорошо, даже его мрачные рассказы для взрослых, но они, увы, для самогона не подойдут. Кидаю Щелкунчика, комната сразу же наполняется запахом мандаринов, орехов и тающих свечей. Замечательно.
Давление поднялось еще чуть-чуть.
Из краника, к которому ты по-хозяйски заранее подставил оранжевую пиалу, закапал первый самогон. Ароматный, как сладкий подарок. Кап-кап-кап. Мы начинаем дегустировать. Пока ничего выдающегося — никакого намека на крепость. Так, гурманский компот от лучшего шеф-повара во всем мире.
Опять машу всеми своими стотысячными руками. Еще, давай еще! Нужно больше сказок! Гуще, страшнее, захватывающей! Чтобы с неожиданными поворотами, роялями в кустах, отравленными яблоками, хрустальными ларцами!
Ты без разбору подкидываешь в котел почти всего Андерсена. Сразу же пространство наполняется цоканьем каблуков: это целый легион печальных принцесс отплясывает сейчас мазурку на дне резервуара нашей алхимической установки. Становится невыносимо печально.
Андерсен – это первая стратегическая ошибка.
Хмурю брови и копаюсь в бездонном мешке уже сам, бесцеремонно отодвинув тебя в сторону — мол, накосячил, брат, накосячил.
Вновь из угла комнаты вылетают новые сказки – муми-тролли, Пеппи Длинныйчулок, Винни-Пух. Последним прилетает Питер Пэн. Цоканье утихает, заглушаемое детским смехом, лязгом шпаг и лесным ветром.
Нас это тоже сводит с ума, но уже поменьше, чем противные каблуки.
Думаю, что бы еще вкинуть? Приходится добивать варево остатками. В ход идут Медвежонок Паддингтон, Алиса из страны чудес. Последнее – так вообще моветон, но куда же без него?
Наконец-то в установке что-то щелкает, какофония звуков стихает.
Тут мы оглядываемся, стараемся понять, во что превратилась комната. Все заволокло серебристым паром с отблеском какой-то будущей радуги. Наверняка где-то здесь оставили мешочек с золотом, пока мы гнали сказочный самогон. Но это уже не имеет значение, потому что гигантская пиала успела наполниться доверху. И ты, мой друг, уже поспешил, убрав ее, поставить стотонную бутыль.
Мы опять дегустируем. И это что-то незабываемое! Невесомое, легкое, сладкое, крепкое, горькое, тяжелое, цветное, однотонное, мерцающее и прозрачное. Самогон переполнен радостью, возрождением, нелепостью, восторгом.
Я выпиваю сразу реку, ты ограничиваешься озером. И почти одновременно приходим к выводу, что не хватает щепотки специй, некой остроты и такой дремучей пикантности, которая встречается только в самых старых, давно вышедших из моды поваренных книгах.
Мы оба глядим на барометр: главная стрелка обещает не свихнуться, если добавить, в принципе, еще парочку ингредиентов.
Поднимаю палец: все, наконец-то придумал! Даю указание всыпать имеющиеся грибы и сосновое варенье. Принесенные вначале бублики решено оставить на закуску.
Тебе, уже немного косящему, почему-то не нравятся бусы грибов, и ты решаешь забросить целый мицелий, протяженностью в несколько километров, смело конфискованный у соседнего леса. Вливаешь баночку светящегося темно-карамельным цветом варенья. И ждешь самого главного – названия последней сказки.
Пусть ей станет «Колобок». Никогда не любил народные сказки, даже не понимал, как их читать можно. Это ведь как происходит: читаешь-читаешь себе спокойно, а потом — бац! — оказываешься в чаще стремного леса, прямо перед чьими-то злющими глазами, которые смотрят на тебя в упор и мечтают скорее сожрать.
В качестве главного ингредиента не тянет, но в роли дополнительного – самое оно. Та самая дикая пикантность.
Тем временем Колобок ехидно хихикает (видимо, круглый гад с самого начала знал, чем все кончится). Но разве снизойдут два подвыпивших демиурга до чьего-то мелкого хихиканья?
Отправив его в котел к остальным, мы умиротворенно вздыхаем. Капельки новой жидкости уже струятся по стенкам невероятно пузатой бутыли.
Мы, на седьмом небе от блаженства, хватаемся за бублики, чтобы чокнуться ими за свершенное дело. И уже готовы опустошить оранжевую пиалу на двоих, когда… Бабахают сразу несколько колб, котел издает драконий свист перед смертоносным залпом! Барометр трескается, показывая стрелкой запредельное давление.
«Ложись, сейчас рванет», — кричу я. В одну секунду алхимическая установка из машины счастья превращается в бомбу замедленного действия. В котле уже во весь голос смеется русский народный колобок! Подлый гад!
И… Раздается оглушительный, ослепительный, невероятный взрыв. Такого масштаба, такой мощи, что вулкан Везувий нервно курит в сторонке, даже возжелай он вдруг клонироваться стократно.
И в это время над Нью-Йорком, Парижем, Барселоной, Москвой и много где еще начинает падать фиолетовый снег, северное сияние приходит в Африку, ледники по всему миру подмигивают радужными переливами, деревья отказываются желтеть и выпускают синие, желтые, красные, ультрамариновые цветы, даже если они никогда в своей жизни еще не цвели. Животные выходят из своих убежищ и разговаривают по-человечьи, мыши готовят чай, львы идут в рестораны заказывать себе стейк.
И люди… люди плачут, хохочут, обнимаются, кружатся на ровном месте, без причины, не зная и не понимая друг друга, не понимая языка, обычаев, нравов. Они целуются и поют песни. Даже если полпланеты пребывало во сне, все разом проснулись, в потемках недоумевая, и теперь тоже смеются и плачут.
А нас отнесло на самый край Вселенной, как мелких рыбешек. И сейчас мы не просто смеемся, мы ржем, как две раздувшиеся от смеха гиены. Я смотрю на тебя, ты — на меня, и, утирая слезы, мы думаем одновременно несколько мыслей сразу.
Первая: эх мы, такой самогон прошляпили…
И вторая: но все-таки как замечательно бабахнуло!..
Неизбежность тупикаОглядываясь на прошлые неудачи, нынешние неудачи поняли что к чему. Они нашептали на ушко, что нам не хватает рабочего места. Что пустота – им не то, космос – им не это. Хочется стабильности, шептали неудачи, хочется размаха.
И прежде чем слать рукопись в модный журнал, говорили они, стоит попробовать написать что-нибудь в стол.
В стол – это хорошо, это мы запросто, согласился я. И от счастья исписал все выдуманные до этого горы. Завернул, обмотал бечевкой, понес на почту. А на почте – лента Мебиуса. Все кричат, визжат и крутятся как на карусели. Я пытался вовлечь свое тело в процесс, но на меня злобно гавкнули: В ОЧЕРЕДЬ.
Я с перепугу действительно встал в очередь. Так. На всякий случай. А то все какие-то нервные, еще побьют.
Один за другим работник почты принимал свертки — океаны, леса, поля, мегаполисы, мне даже показалось, что я видел гигантское плато.
Наконец я смог водрузить свою посылку. Говорю:
— В стол, пожалуйста.
— Что в стол? Как в стол? В обычный?
— А бывают другие? Ну конечно в обычный.
— Вы индекс не указали.
Пришлось указать.
—Тут ошибка. Надо в стол, а вы написали индекс стула.
— А в стул – это как?
— Это как всегда, только на нем еще сидеть можно.
— То есть на моих горах кто-то будет сидеть?
— Да, и не только. Ещё на них будут грызть сухой паек, жечь костры и восходить, восходить, восхо...
На минуту я представил множество скалолазов и отбившихся туристов. Естественно, в моем воображении все они были мертвыми. Да, пишу я очень круто, не поспоришь.
— Нет, спасибо, мне, пожалуйста, в стол.
— в таком случае оплатите стоимость отправления.
Оплатил всем, чем было — одним легким и сердцем.
— Теперь налоговый сбор.
— Но мне больше нечем.
— Тогда можете поцеловать нашего директора, и мы все сделаем на высшем уровне.
Посмотрел на директора, а директор оказался стулом. Мне скорее захочется на него сесть, чем поцеловать. На этой ноте желудок стошнило кое-какие детскими воспоминаниями, которые могут существовать только в желудке. Я заплакал.
— Не плачьте, жизнь вообще штука сложная.
— Но мне нужно в стол.
— Вот все бы так, как вы. А то в модные журналы сразу, в журналы. Жаль, что вы бедный.
— И мне жаль.
— До свидания.
Всхлипывающий, я вернулся домой. Посмотрел направо — туманность Андромеды, налево – Альфа Центавра. Чем я думал, когда их создавал? Плюнул, разозлился и разломал все к чертовой матери.
Неудачи весело запрыгали у ног. Погладил одну, прижал к поломанным ребрам, которые больше ничего не охраняли – ни сердце, ни жалкое легкое. Их я забыл на почте. А возвращаться - так лень.
Что ж, видимо, не судьба.
Вообще не судьба.
СердечкиМы сидели в дорогом ресторане, как рыбы в промышленном аквариуме. Было неуютно и как-то чересчур прозрачно. Я вяло ковырял склизкие сердечки, думая одновременно о том, кому они принадлежали, и что я оставил деньги в банке так некстати, ведь эти сердечки такие дорогие. И еще думал о кое-чем. Например, почему я их ковыряю, а не ем, а если бы и ел, то зачем. Зачем вообще есть, когда вокруг стекло?
Где-то сбоку на нас глазели. Говоря о «нас», я имею в виду еще Афродиту, которая увязалась за мной на остановке. Она ткнулась мне в руку так доверчиво, что стало стыдно и жарко, и немного антиобщественно:
«Ну что ты? Мы ведь на разных уровнях пищевой цепи».
«Ой, ну ладно, ладно. Я только немножечко».
И теперь я смотрел на это чудо Эллады. Чудо смотрело на меня, высасывая очередное сердце, как сырое яйцо. Ох, что будет, когда они у нее закончатся?
— Тебе не кажется, что я сплю?
— Кажется, где-то на сотую процента. Ты выглядишь, знаешь, каким-то шафрановым. Но я откидываю эти мысли.
И только тут я понял, что она смотрит на меня, как на лучшее блюдо этого ресторана. От досады даже пришлось промазать вилкой мимо тарелки и насадить на нее стопку кровавых салфеток.
— Тогда послушай, дорогая, я отлучусь ненадолго. Надо ограбить банк.
— А мне нужно послушать лекции Набокова перед свадьбой.
Я кивнул, потрепал за щеку, не задев змей на ее голове. На удивление приятно. И ушел. Возможно, сбежал. И, возможно, от самой большой любви в своей жизни.
На улице носились трамваи. Кто-то делал на них ставки. Некоторые из этих несчастных коробок спотыкались и поскуливали. Душещипательное зрелище. Афродите бы понравилось.
Но в банк не пошел, позвонил в справочную.
— Справочная слушает.
— Скажите, пожалуйста, может ли быть такое, что я сплю?
— Запрос принят. Мы вышлем ответ почтой. Дата доставки – ближайшее будущее.
— А если посылка потеряется?
— Справочная не несет ответственности.
Послышались гудки и потрескивания. Как некультурно.
В ожидании ближайшего будущего я побрел вдоль набережной, чтобы купить пирожок, попутно выспрашивая у многих, не сплю ли я. Потому что мне все же казалось, что сплю.
На пирсе рыбаки утюжили и подсекали гигантских кракенов. Но те, к моему уважению, лидировали в очках.
Купив горячий обжаренный пирожок, я подошел к одному. Он был высокий и сосредоточенный. Его кракен еще недостаточно всплыл на поверхность.
— Простите. А не подскажите, я не сплю?
— А я не сплю? А она не спит? А вот он не спит? — показал он на мелькнувший бок головоногого чудища. — Иш-ш-шь, молодежь.
— Спасибо, понял.
И откусил пирожок. На зубах что-то лопнуло и растеклось.
Чье-то маленькое сердечко.
И как это я не спросил, с чем пирожки?
***
Проснувшись в своей квартире, на своей кровати, я встал, плотно позавтракал и сразу же отправился в книжный, читать толкователь сновидений Фрейда. Купить я его не мог, потому что все еще не ограбил банк. Но думал сделать это на обратном пути.
Через квартал меня остановил какой-то запыхавшийся парень:
— Эй, приятель, не подскажешь, тебе не кажется, будто я во сне?
Я скептически оглядел его фигуру. Парень и вправду был каким-то шафрановым. И даже немного вкусным, как ваниль. То есть не совсем.
— Кажется. Немного. Процента на два-три.
— Да? Ну, это не страшно.
Мы распрощались, и я продолжил свое путешествие. Точнее, не продолжил, а развернулся обратно, потому что вспомнил, как забыл убрать недоеденные за завтраком сердечки. Мне вдруг ясно представилось, что они могут сбежать.
Нельзя им этого позволить.