Не надо сгущать сказкиПришел к тебе в дом, который одновременно шатер, пещера Платона и бунгало на побережье океана. С собой захватил алхимическую установку, небольшую по меркам установок, но внушительную: с одной стороны коробок от спичек, с другой — двухэтажный трейлер из эпохи хиппи. Кстати, о хиппи, говорю: давай сварим самогон из сказок!
Твой прищур «чего пришел, я сплю еще» сменяется на скептический «да ты, друг, совсем поехал». Но ты тут же вздрагиваешь, смахиваешь с себя с сонную пыль, взъерошиваешь волосы и отвечаешь: «А давай! Надеюсь, это будет получше твоих самокруток c мыслями единорогов».
И мы вместе смеемся. Я — со своим мешком сказок, которые пищат за спиной. Радуются, что их достали из пыльного чулана во имя высокой миссии! Ты — смеешься осенними листьями, которые вдруг начинают падать в широтах с умеренным климатом. Ведь кто бы мог подумать, что единороги, благородные мифические существа, способны думать только о траве и голых девицах?!
Командую: доставай свои реторты, какие еще остались! И колбы те разноцветные, которые мы переделали в елочные шары. Ты суетишься, бегаешь по своим меняющимся хоромам, перепрыгивая с лестницу на лестницу, ищешь в закромах самое полезное. На всякий случай притаскиваешь из кухни связку грибов, баранок и баночку соснового варенья. Выкладываешь на стол жестом добродушного хозяина и ребенка, который пришел сюда ожидать неведомого чуда. Ребенка, которому старший брат пообещал сделать кораблик из картона и клея, только этот картон еще надо найти.
Улыбаюсь, ведь дело в шляпе. Самое главное в нас уже созрело — намерение. А намерение, оно такая штука – если оно есть, считай, успех наполовину обеспечен.
И я начинаю шаманить. Раздуваю горелки, наливаю в резервуар талую воду с горы Арарат, всыпаю тростниковый сахар. В общем-то, ничего сверхвпечатляющего. Только стараюсь думать о медузах и цветных каракатицах, однорогих оленях и скрипящих полозьях. Так, не для чего-то особенного, а просто потому, что в таких делах нужно думать о необычайном.
А ты вертишься, как юла, и мешаешься не менее — как веник, из которого выпадают соломки. Почти как тогда, когда мы были еще людьми, простыми пареньками из студенческой общаги биофака. Когда существовала общая кухня с обшарпанными половицами ярко-коричневого цвета, существовали комнатки на четыре койки, существовали еще Лидка Матвеева и Славик из четырнадцатой. Медузы медленно перетекают в потертые конспекты с бисерным почерком. Каракатицы — в звенящую мелочь, собранную всей компанией, олени превращаются в первый самогонный аппарат. Самодельный, из алюминиевых кастрюль и трубочек, украденных из кабинета химии. Полозья обретают форму детского восторга, смешанного со страхом: а вдруг поймают, исключат же?!
Машу лохматой челкой, и приятно и грустно одновременно. Стараюсь возвратить утерянных медуз и прочее в голову, но термометр показывают, что поздно, пора начинать.
И начинаем мы помаленьку, по чуть-чуть, стравливая сказки через медную воронку. Сначала в ход идет легкая артиллерия — истории Вильгельма Гауфа, они почти всегда хорошо кончаются и точно насытят пойло пустынными миражами, мечтами о сокровищах и блеском могущественного Багдада. Сопло котла выдает залп разноцветного пара, не горячего, но смешного. Вдыхать его категорически нельзя, иначе можно бессмысленно хохотать до вечера.
Стрелка барометра начинает подтягиваться вверх. Машу рукой: мол, давай еще что-нибудь. Ты цепляешь когтями увесистую повесть Гофмана — о мышином короле и Щелкунчике, — она распевает гимн новогодних игрушек, раскачиваясь прямо в руках. Хорошо, Гофман – это всегда хорошо, даже его мрачные рассказы для взрослых, но они, увы, для самогона не подойдут. Кидаю Щелкунчика, комната сразу же наполняется запахом мандаринов, орехов и тающих свечей. Замечательно.
Давление поднялось еще чуть-чуть.
Из краника, к которому ты по-хозяйски заранее подставил оранжевую пиалу, закапал первый самогон. Ароматный, как сладкий подарок. Кап-кап-кап. Мы начинаем дегустировать. Пока ничего выдающегося — никакого намека на крепость. Так, гурманский компот от лучшего шеф-повара во всем мире.
Опять машу всеми своими стотысячными руками. Еще, давай еще! Нужно больше сказок! Гуще, страшнее, захватывающей! Чтобы с неожиданными поворотами, роялями в кустах, отравленными яблоками, хрустальными ларцами!
Ты без разбору подкидываешь в котел почти всего Андерсена. Сразу же пространство наполняется цоканьем каблуков: это целый легион печальных принцесс отплясывает сейчас мазурку на дне резервуара нашей алхимической установки. Становится невыносимо печально.
Андерсен – это первая стратегическая ошибка.
Хмурю брови и копаюсь в бездонном мешке уже сам, бесцеремонно отодвинув тебя в сторону — мол, накосячил, брат, накосячил.
Вновь из угла комнаты вылетают новые сказки – муми-тролли, Пеппи Длинныйчулок, Винни-Пух. Последним прилетает Питер Пэн. Цоканье утихает, заглушаемое детским смехом, лязгом шпаг и лесным ветром.
Нас это тоже сводит с ума, но уже поменьше, чем противные каблуки.
Думаю, что бы еще вкинуть? Приходится добивать варево остатками. В ход идут Медвежонок Паддингтон, Алиса из страны чудес. Последнее – так вообще моветон, но куда же без него?
Наконец-то в установке что-то щелкает, какофония звуков стихает.
Тут мы оглядываемся, стараемся понять, во что превратилась комната. Все заволокло серебристым паром с отблеском какой-то будущей радуги. Наверняка где-то здесь оставили мешочек с золотом, пока мы гнали сказочный самогон. Но это уже не имеет значение, потому что гигантская пиала успела наполниться доверху. И ты, мой друг, уже поспешил, убрав ее, поставить стотонную бутыль.
Мы опять дегустируем. И это что-то незабываемое! Невесомое, легкое, сладкое, крепкое, горькое, тяжелое, цветное, однотонное, мерцающее и прозрачное. Самогон переполнен радостью, возрождением, нелепостью, восторгом.
Я выпиваю сразу реку, ты ограничиваешься озером. И почти одновременно приходим к выводу, что не хватает щепотки специй, некой остроты и такой дремучей пикантности, которая встречается только в самых старых, давно вышедших из моды поваренных книгах.
Мы оба глядим на барометр: главная стрелка обещает не свихнуться, если добавить, в принципе, еще парочку ингредиентов.
Поднимаю палец: все, наконец-то придумал! Даю указание всыпать имеющиеся грибы и сосновое варенье. Принесенные вначале бублики решено оставить на закуску.
Тебе, уже немного косящему, почему-то не нравятся бусы грибов, и ты решаешь забросить целый мицелий, протяженностью в несколько километров, смело конфискованный у соседнего леса. Вливаешь баночку светящегося темно-карамельным цветом варенья. И ждешь самого главного – названия последней сказки.
Пусть ей станет «Колобок». Никогда не любил народные сказки, даже не понимал, как их читать можно. Это ведь как происходит: читаешь-читаешь себе спокойно, а потом — бац! — оказываешься в чаще стремного леса, прямо перед чьими-то злющими глазами, которые смотрят на тебя в упор и мечтают скорее сожрать.
В качестве главного ингредиента не тянет, но в роли дополнительного – самое оно. Та самая дикая пикантность.
Тем временем Колобок ехидно хихикает (видимо, круглый гад с самого начала знал, чем все кончится). Но разве снизойдут два подвыпивших демиурга до чьего-то мелкого хихиканья?
Отправив его в котел к остальным, мы умиротворенно вздыхаем. Капельки новой жидкости уже струятся по стенкам невероятно пузатой бутыли.
Мы, на седьмом небе от блаженства, хватаемся за бублики, чтобы чокнуться ими за свершенное дело. И уже готовы опустошить оранжевую пиалу на двоих, когда… Бабахают сразу несколько колб, котел издает драконий свист перед смертоносным залпом! Барометр трескается, показывая стрелкой запредельное давление.
«Ложись, сейчас рванет», — кричу я. В одну секунду алхимическая установка из машины счастья превращается в бомбу замедленного действия. В котле уже во весь голос смеется русский народный колобок! Подлый гад!
И… Раздается оглушительный, ослепительный, невероятный взрыв. Такого масштаба, такой мощи, что вулкан Везувий нервно курит в сторонке, даже возжелай он вдруг клонироваться стократно.
И в это время над Нью-Йорком, Парижем, Барселоной, Москвой и много где еще начинает падать фиолетовый снег, северное сияние приходит в Африку, ледники по всему миру подмигивают радужными переливами, деревья отказываются желтеть и выпускают синие, желтые, красные, ультрамариновые цветы, даже если они никогда в своей жизни еще не цвели. Животные выходят из своих убежищ и разговаривают по-человечьи, мыши готовят чай, львы идут в рестораны заказывать себе стейк.
И люди… люди плачут, хохочут, обнимаются, кружатся на ровном месте, без причины, не зная и не понимая друг друга, не понимая языка, обычаев, нравов. Они целуются и поют песни. Даже если полпланеты пребывало во сне, все разом проснулись, в потемках недоумевая, и теперь тоже смеются и плачут.
А нас отнесло на самый край Вселенной, как мелких рыбешек. И сейчас мы не просто смеемся, мы ржем, как две раздувшиеся от смеха гиены. Я смотрю на тебя, ты — на меня, и, утирая слезы, мы думаем одновременно несколько мыслей сразу.
Первая: эх мы, такой самогон прошляпили…
И вторая: но все-таки как замечательно бабахнуло!..